Государственное казенное специализированное учреждение социального обслуживания «Волгоградский областной социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних»
Использование информационно-коммуникативных технологий во взаимодействии с ребенком и семьей: цифровой формат
Регион: Волгоградская область
География реализации: Волгоградская область
Номинация: "Открытый портал"
Дата старта: 2020-04-01
Статус: постоянная, действующая
Сайт организации: https://442fz.volganet.ru/025212/
Телефон: +78442945359
Социальные сети: https://vk.com/club204640707
Описание
Практика использования информационных технологий в работе с семьей в удаленном формате внедрена на базе отделения дневного пребывания социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних.

Оказавшись в новых условиях ограничительных мер, связанных с распространением пандемии, все понимали, что работа с семьями, которые обслуживаются в полустационарной форме не должна прерываться, потому что это семьи, исключительно нуждающиеся в профессиональной помощи – семьи с детско-родительскими конфликтами, замещающие семьи, в которые ребенок помещен впервые, дети, испытывающие сложности в отношениях и взаимодействии со сверстниками и взрослыми. И это самая ранняя профилактика семейного сиротства, предупреждающая попадание ребенка на стационарное обслуживание в государственное учреждение.

Работая в цифровом формате предоставления социальных услуг, мы убедились, что возможно сохранить в новых условиях эффективность и результативность социально-реабилитационного процесса. Как это сделали? Создали пространство – интересное, креативное, комфортное, принимающее - для детей и законных представителей. Подробно обсудили с родителями важные организационные и технические вопросы взаимодействия - выбрали устраивающий всех ip-сервис - вацап, индивидуально установили удобное для детей время общения ( с учетом нахождения в школе, выполнения домашних заданий), провели работу по обеспечению безопасности в отношении персональных данных. Главенствующий технический фактор организации работы – наличие ноутбука и доступа к интернету. Приобретенные учреждением за счет привлечения внебюджетных и грантовых средств 5 ноутбуков были выданы в аренду пяти семьям, не имеющим оборудования.

Для установления доверительных отношений с детьми, поддержания их мотивации к контактам со специалистами усилия были направлены на оптимальное использование возможностей гаджетов, информационных платформ, сервисов, где дети находятся и общаются ежедневно. Но в реабилитационном процессе использование электронных устройств направляется исключительно на решение задач коррекционной работы, повышение потенциала ребенка в реальной жизни и организацию общения в конструктивном, развивающем формате. Индивидуальные и групповые социально-реабилитационные занятия с детьми ежедневно проводятся психологом и специалистами по комплексной реабилитации с использованием ip-сервисов Вайбер, Вацап, платформы Zoom — это работа непосредственно в онлайн-формате, в том числе - обсуждение результатов выполненных подобранных заданий, полученных заранее детьми от специалистов.
Для создания интересного видео-контента специалистами была проделана большая проектная, мониторинговая и оценочная, работа – переформатировано проведение диагностик, разработаны и подобраны не только коррекционные индивидуальные и групповые онлайн-занятия, но и мастер-классы, квизы, квесты, упражнения, развивающие тематические игры.

Сколько бы мы ни говорили раньше об участии родителей в процессе социальной реабилитации ребенка, у законного представителя оставалось ощущение, что главный – специалист, а он субъект, на который направлено воздействие. А когда родители оказались по ту сторону экрана, им приходится ежедневно находиться внутри реабилитационного процесса. И не сразу стало заметно, как они меняются - становятся увереннее, инициативнее, включают фантазию.
Взаимодействие с законными представителями специалистами осуществляется в родительском чате в вацапе, в ходе индивидуального консультирования, в ходе коррекционной работы в паре с ребенком и на онлайн встречах.
РОДИТЕЛЬСКИЙ ЧАТ В WHATSAPP – понятная и уже привычная для современных родителей интерактивная форма общения. Служит для решения организационных вопросов, обмена мнениями, выработки общих решений с учетом позиции каждого законного представителя, сплочения родительского коллектива.
ИНДИВИДУАЛЬНое ОНЛАЙН-КОНСУЛЬТирование родителей (индивидуальный тьюторинг) психологом или специалистом по комплексной реабилитации – ответы на вопросы про своего ребенка, про взаимодействие с ним, коррекцию поведения, разрешение конфликтов. Находясь в спокойной домашней обстановке, обычно в отсутствии ребенка, законный представитель более искренно и доверительно общается со специалистом и настроен на восприятие информации и ее применение в последующем.

Групповые ОНЛАЙН-ВСТРЕЧи с законными представителями проходят в формате видеоконференции с целью их привлечения к участию в группе родительских компетенций, группе поддержки родителей для обучения равноправным формам общения с ребенком, сохранения эмоционального благополучия семьи, а также усвоения навыков самостоятельного разрешения возникающих проблем за счет мобилизации внутреннего потенциала семьи.

На встречах в группе поддержки, обмениваясь опытом, не всегда положительным, диалогизируя схожие проблемы, родители получают необходимую поддержку, повышают самооценку, запоминают приемы поведения в конкретных ситуациях. В группе родительских компетенций родители узнают о возрастных особенностях детей, особое внимание уделяется подростковому возрасту, о поощрениях и наказаниях, а также об увлечениях, интересах, сообществах детей, о которых, бывает, родители и не догадываются. Обсуждаются и другие интересующие вопросы.

Цифровой онлайн родительский консилиум – на котором наряду со специалистами, законным представителем может присутствовать и ребенок старше 10 лет – для обсуждения результатов диагностик и дальнейшего плана реабилитационной работы.

Особенно успешным является онлайн кейс специалистов с парой «ребенок-родитель», как продуктивный и охотнее всего принимаемый родителями. Выполнение совместных заданий, упражнений, участие в играх, в мастер-классах дает хорошие результаты по установлению взаимопонимания и налаживанию коммуникативных контактов.

Направления психологической работы с детьми и семьей с использованием информационно-коммуникативных технологий являются наиболее важными в социально-реабилитационном процессе.

Используя наработанный опыт и апробированные дистанционные форматы взаимодействия с детьми и родителями на базе отделения дневного пребывания были организованы в 2020-2021 годах летние лагерные онлайн смены с акцентом на реабилитационную составляющую («Академия юных героев», «Академия юных спасателей»), отработаны конкретные инструменты взаимодействия с детьми и семьями, находящимися в трудной жизненной ситуации, а также механизмы мониторинга деятельности. Возможности электронных устройств и современных гаджетов, которыми обладает каждый ребенок, а также различных информационных платформ, мессенджеров, современных подростковых интернет-трендов были направлены в онлайн-лагере на активизацию потенциала и жизненной позиции детей в реальной жизни, общение в позитивном ключе и русле творчества. В онлайн-лагере была создана кратковременная модель безопасной виртуальной коммуникации, минимизирующая время бесконтрольного пребывания несовершеннолетних в токсичных социальных сетях.
В 2021-2022 г.г. практика транслировалась в рамках региональных семинаров среди социальных учреждений региона, II Регионального форума «Социальная работа сегодня: навстречу людям», Всероссийского форума «Вместе-ради детей», организованного Фондом поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Проблемы, которые решает практика
Практика решает проблему организации помощи семьям с детьми, находящимся в трудной жизненной ситуации, в дистанционном формате, в том числе в период летнего отдыха несовершеннолетних и школьных каникул.