ГБУ Республики Марий Эл «Республиканский центр психолого-педагогической и социальной помощи населению "Доверие"»
Моя счастливая семья
Регион: Республика Марий Эл
География реализации: Республика Марий Эл
Дата старта: 2020-08-24
Статус: постоянная, действующая
Телефон: +7 (836) 221-01-34
Социальные сети: https://vk.com/psicentr12
Описание
Цель программы: обучение родителей психической саморегуляции и межличностному взаимодействию с детьми.
Задачи:
1. Повышение педагогической компетенции родителей.
2. Обучение умению конструктивного общения
3. Обучение выходу из конфликтных ситуаций.
4. Ознакомление с понятием «психическая саморегуляция».
5. Обучение методам и способам саморегуляции эмоциональных состояний.
Целевая аудитория: программа рассчитана на родителей несовершеннолетних
Ожидаемые результаты:
1. Повышение педагогической компетенции родителей по вопросам воспитания детей.
2. Родители смогут применять различные методы и приёмы взаимодействия с детьми на разных этапах их развития.
3. Неэффективные меры дисциплинарного воздействия заменяются ненасильственными методами.
4. Анализ собственной воспитательной деятельности, ее критическая оценка.
5. Овладение способами саморегуляции.
6. Формирование необходимых навыков контроля физических, психических и поведенческих состояний.
Организация занятий: цикл занятий включает в себя 13 встреч. Занятия проводятся с периодичностью 1 раз в неделю по 60 минут.
Первое занятие – диагностическое;
Со 2 по 12 – занятия в форме тренинга с участием родителей;
13 занятие – завершающее диагностическое.
Проблемы, которые решает практика
Большинство родителей, которые обращаются за психологической помощью по поводу трудных детей, сами в детстве страдали от конфликтов с собственными родителями. Специалисты пришли к выводу, что стиль родительского взаимодействия непроизвольно «записывается» в психике ребёнка (Эйдемиллер). Это происходит очень рано, еще в дошкольном возрасте, и, как правило, бессознательно. Став взрослым, человек воспроизводит его как естественный для себя, не осознавая истоков происхождения. Таким образом, из поколения в поколение происходит социальное наследование стиля общения: большинство родителей воспитывают своих детей так, как их самих воспитывали в детстве.
Другая часть родителей осознает, в чем именно заключается правильное воспитание, но на практике испытывает трудности в преодолении стереотипно негативного оценочного, безэмпатийного отношения к ребенку. Следует сделать вывод: родителей надо не только просвещать, но и обучать способам правильного общения с детьми. Также важно учитывать физическое и психическое состояние самого родителя, обучать его навыкам саморегуляции. Заботящиеся о своём психическом и физическом здоровье родители, ведущие здоровый образ жизни и умеющие контролировать свои эмоции, несомненно, транслируют своим детям благополучие, успешность и открытость этому миру.
Актуальность и своевременность разработки и внедрения данной программы представляется бесспорной. Первый опыт, элементарные сведения о жизни человек получает в семье, закладывающей основы сознания и поведения.
Количественно-качественные показатели применения практики
В рамках реализации программы 108 человек прошли обучение психической саморегуляции и межличностному взаимодействию с детьми:
1. вырос уровень педагогической компетенции родителей по вопросам воспитания детей.
2. родители научились применять различные методы и приёмы взаимодействия с детьми на разных этапах их развития.
3. научились неэффективные меры дисциплинарного воздействия заменять ненасильственными.
4. обучились проведению анализа собственной воспитательной деятельности, давать ей критическую оценку.
5. овладели способами саморегуляции.
6. сформировали необходимые навыки контроля физических, психических и поведенческих состояний.
Всего в течение отчетного периода в программе приняли участие 582 человека, из них 152 семьи, находящиеся в социально опасном положении, посетили 13 занятий, которые проводились с периодичностью 1 раз в неделю в течение 60 минут. 107 семей, находящихся в социально опасном положении, сняты с учета по улучшению ситуации.
Социальная значимость практики (влияние практики на улучшение качества жизни детей и семей с детьми)
В реализации программы приняли участие в том числе и многодетные родители. По итогам участия у них обнаружено снижение эмоционально-психического напряжения, тревожности, формирование адекватной самооценки, уверенности в своих возможностях, готовность к установлению и развитию отношений партнерства и сотрудничества. Вследствие этого произошло улучшение понимания родителями своих детей, их интересов и переживаний, развитие умения родителей оказывать психологическую поддержку ребенку. Отмечена положительная динамика в оценках родителями своих взаимоотношений с детьми. Прослеживается гармонизация внутрисемейных отношений, а также отношений между супругами и формирование позитивной самооценки ребенка.