КГАУ СО «Арсеньевский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних "Ласточка"»
Профориентация в рамках работы профмастерских "Твой выбор"
Регион: Приморский край
География реализации: Арсеньевский городской округ, Анучинский, Яковлевский, Чугуевский муниципальные районы
Номинация: "Фундамент будущего"
Дата старта: 2020-01-10
Статус: постоянная, действующая
Описание
Реализация практики профориентационного центра «Твой выбор» осуществляется по направлениям (швейное, кулинарное, издательское дело, парикмахерское искусство, мультстудия).
Обучение по направлениям организовано на базе швейных, кулинарных, парикмахерских и издательских мастерских по отдельным образовательным программам. К программам разработаны комплекты методических материалов по каждому виду деятельности (сценарии занятий, демонстрационные материалы, видеосборники, слайдовые презентации) и комплекты диагностических методик для проведения тестирования, анкетирования и оценки результатов программы.
Помимо начальных профессиональных знаний на занятиях в мастерских воспитанники учатся работать в коллективе, развивают художественно-эстетический вкус, приобретают навыки здорового образа жизни, определяют для себя положительные жизненные приоритеты.
Важную роль в реализации практики играет взаимодействие специалистов реабилитационного центра с городскими учреждениями и предприятиями, в рамках оказания практической помощи в расширении знаний подростков о многообразии профессий, а также в их дальнейшей профессиональной ориентации.
Обучение по направлениям организовано на базе швейных, кулинарных, парикмахерских и издательских мастерских по отдельным образовательным программам. К программам разработаны комплекты методических материалов по каждому виду деятельности (сценарии занятий, демонстрационные материалы, видеосборники, слайдовые презентации) и комплекты диагностических методик для проведения тестирования, анкетирования и оценки результатов программы.
Помимо начальных профессиональных знаний на занятиях в мастерских воспитанники учатся работать в коллективе, развивают художественно-эстетический вкус, приобретают навыки здорового образа жизни, определяют для себя положительные жизненные приоритеты.
Важную роль в реализации практики играет взаимодействие специалистов реабилитационного центра с городскими учреждениями и предприятиями, в рамках оказания практической помощи в расширении знаний подростков о многообразии профессий, а также в их дальнейшей профессиональной ориентации.
Проблемы, которые решает практика
Социальная ситуация, в которой формируется личность современного подростка, характеризуется неустойчивостью. Реформирование систем профессионального образования, нестабильная социально-экономическая обстановка в стране, постоянная трансформация рынка труда, изменение ценностных приоритетов в обществе - эти факторы влияют на личностное и профессиональное самоопределение подростков.
Отношение самих подростков к выбору будущей профессии поверхностное. В подростковой среде часто встречаются иждивенческие настроения, низкая мотивация к обучению, нежелание думать о будущем, недостаточные знания о мире профессий, а выбор профессии оказывается спонтанным.
Поэтому профориентационная работа с детьми должна быть направлена на формирование психологической готовности к самостоятельной жизни, развитие социальной компетентности, мотивации на трудовой образ жизни, принятие на себя ответственности за собственное будущее.
Отношение самих подростков к выбору будущей профессии поверхностное. В подростковой среде часто встречаются иждивенческие настроения, низкая мотивация к обучению, нежелание думать о будущем, недостаточные знания о мире профессий, а выбор профессии оказывается спонтанным.
Поэтому профориентационная работа с детьми должна быть направлена на формирование психологической готовности к самостоятельной жизни, развитие социальной компетентности, мотивации на трудовой образ жизни, принятие на себя ответственности за собственное будущее.
Количественно-качественные показатели применения практики
Количественные результаты реализации практики за 2020 год:
• более 250 несовершеннолетних приняли участие в программе «Твой выбор»
• более 200 семей, 180 из них - многодетных, получили профессиональные консультации по вопросам осознанного самоопределения профессионального выбора ребенка
• 95% несовершеннолетних выразили удовлетворение после участия в программе «Твой выбор»
• 18 несовершеннолетних, в том числе из многодетных семей, после участия в программе поступили в профессиональные учебные заведения с учетом рекомендаций профцентра
Качественные результаты:
Реализация мероприятий, предусмотренных программой, позволило:
- повысить мотивацию подростков к труду;
- формировать и развивать общетрудовые умения и навыки;
- получить воспитанникам индивидуальную психологическую помощь в осознанном выборе будущей профессии;
- повысить интерес у несовершеннолетних к проблеме осознанного выбора профессии, через пропаганду наиболее востребованных профессий;
- расширить знания о многообразии профессий;
- обучить подростков основным принципам построения профессиональной карьеры и навыкам поведения на рынке труда;
- сориентировать воспитанников на реализацию собственных профессиональных предпочтений в реальных социальных условиях;
- поступить участникам программы в профессиональные учебные заведения;
- активизировать родителей в профориентации и профвыборе детей, для успешной социальной адаптации и интеграции в общество.
• более 250 несовершеннолетних приняли участие в программе «Твой выбор»
• более 200 семей, 180 из них - многодетных, получили профессиональные консультации по вопросам осознанного самоопределения профессионального выбора ребенка
• 95% несовершеннолетних выразили удовлетворение после участия в программе «Твой выбор»
• 18 несовершеннолетних, в том числе из многодетных семей, после участия в программе поступили в профессиональные учебные заведения с учетом рекомендаций профцентра
Качественные результаты:
Реализация мероприятий, предусмотренных программой, позволило:
- повысить мотивацию подростков к труду;
- формировать и развивать общетрудовые умения и навыки;
- получить воспитанникам индивидуальную психологическую помощь в осознанном выборе будущей профессии;
- повысить интерес у несовершеннолетних к проблеме осознанного выбора профессии, через пропаганду наиболее востребованных профессий;
- расширить знания о многообразии профессий;
- обучить подростков основным принципам построения профессиональной карьеры и навыкам поведения на рынке труда;
- сориентировать воспитанников на реализацию собственных профессиональных предпочтений в реальных социальных условиях;
- поступить участникам программы в профессиональные учебные заведения;
- активизировать родителей в профориентации и профвыборе детей, для успешной социальной адаптации и интеграции в общество.
Социальная значимость практики (влияние практики на улучшение качества жизни детей и семей с детьми)
Анализ статистической отчетности, результатов диагностики, опросов и анкетирования показывает, что повышается ответственность несовершеннолетних подростков из семей разных категорий за получение основного и профессионального образования, выбор профессии; формируется умение соотносить требования, предъявляемые профессией, с индивидуальными качествами, анализировать свои возможности и способности; формируется понимание значения труда в жизни человека, любви к труду и уважения к людям труда.
Оптимистическая перспектива жизни (и прежде всего, реальная и привлекательная профессиональная перспектива) уберегают многих подростков от необдуманных шагов.
Участие в программе открывает возможности позитивной социализации детям, лишённым педагогической поддержки родителей, укрепляет их уверенность в собственных силах, предотвращает их попадание в неблагополучные слои общества, способствует активной занятости и профилактике социально-опасных занятий.
Оптимистическая перспектива жизни (и прежде всего, реальная и привлекательная профессиональная перспектива) уберегают многих подростков от необдуманных шагов.
Участие в программе открывает возможности позитивной социализации детям, лишённым педагогической поддержки родителей, укрепляет их уверенность в собственных силах, предотвращает их попадание в неблагополучные слои общества, способствует активной занятости и профилактике социально-опасных занятий.