Краевое государственное бюджетное учреждение социального обслуживания "Лесозаводский социально - реабилитационный центр для несовершеннолетних "Жемчужинка"
Навстречу переменам
Регион: Приморский край
География реализации: Приморский край, Лесозаводский городской округ и Кировский муниципальный район
Номинация: "Время детства"
Дата старта: 2022-05-13
Статус: периодическая, действующая
Описание
Совместная досуговая деятельность объединяет и сплачивает детей и родителей, способствует умению найти с другим человеком общий язык и сотрудничать с ним. Неповторимая эмоциональная и духовная атмосфера мероприятия создается общим настроем и активностью всех участников праздника: детей, родителей, организаторов.
Чтобы вызвать интерес у несовершеннолетних к досуговой деятельности необходимо продумать содержание мероприятия, запросы и потребности, как детской, так и взрослой аудитории. Данная практика включает в себя проведение различных форм, методов, мероприятий: (организация досуга (праздники, развлечения, походы, спортивные мероприятия); творческая деятельность, мастер – классы, клубная работа; принципы на которых строится работа по вовлечению несовершеннолетних в досуговую деятельность.
Принцип интереса: организация досуговой деятельности ведется на основе добровольности и учета интересов детей.
Принцип занимательности и развлекательности. В развлекательных досуговых мероприятиях детям предоставляются обширные возможности для тренировки и проявления сообразительности, находчивости, изобретательности. Каждое детское мероприятие требует гибкости ума, творческой активности, остроумия.
Принцип развития инициативы и самодеятельности: широкое участие детей и подростков в организации досуговой деятельности делает ее особенно близкой для них, интересной и необходимой, что помогает несовершеннолетним развивать свою инициативу и творческие способности.
Принцип опоры на положительные эмоции. Этот принцип основан на высказывании: «Ищи в ребенке лучшее – его больше».
В работе с несовершеннолетними по организации досуга очень важно обращение к опыту родителей. Побуждение родителей к обмену опытом активизирует их потребность анализировать собственные удачи и просчеты, соотносить их с приемами и способами воспитания, применяемыми в аналогичных ситуациях другими родителями.
Праздник — это особое состояние души, эмоциональный радостный подъем, вызванный переживаниями какого-либо торжественного события. Праздники, связанные с историей страны, с её вековыми традициями, обрядами, обычаями позволяют человеку осознать своё единство со всем народом. Чтобы праздничное мероприятие оставило яркое впечатление у детей и подростков, важно правильно подготовиться к его проведению:
привлечь спонсоров, индивидуальных предпринимателей, общественные организации к организации мероприятий;
привлечь специалистов разного профиля к оказанию помощи к организации праздника: специалисты по социальной работе, специалисты отдела культуры и молодёжной политики, педагоги дополнительного образования, волонтёры; провести информирование населения и семьи о проведении мероприятий;
создать условия для проведения праздника: (помещение, оборудование, технические средства, музыкальная аппаратура);
создать благоприятного психологического климата для общения детей;
вовлечь несовершеннолетних в культурно – досуговые мероприятия, способствующие обогащению духовного мира детей и подростков.
Любой праздник несет в себе элемент отдыха. Однако есть праздники, в которых развлекательный элемент является преобладающим. К таким праздникам относятся: праздники новогодней елки, проводов зимы, праздник русской березки, праздники лета, цветов и т.д.
Можно выделить следующие виды праздников:
народные и фольклорные (Святки, Масленица, Проводы русской зимы и т.д.);
государственно-гражданские (Новый год, День защитника Отечества, День Победы, День знаний);
международные (День матери, День защиты детей, Международный женский день);
православные (Рождество Христово, Пасха и др.);
бытовые и семейные (день рождения)
развлечения (праздник «Мыльных пузырей», «Воздушных шаров», «Высокого каблука» и т.д.).
Одной важных форм работы по организации культурно - досуговых мероприятий с несовершеннолетними из многодетных семей является проведение социокультурных мероприятий. Все социокультурные мероприятия можно условно разделить на две группы. В первую группу, поездок, походов, праздников, развлечений входят мероприятия по организации отдыха: (организация и проведение экскурсий, чаепитий и т. д.) При выборе тех или иных видов досуга учитываются интересы и духовно-нравственные предпочтения родителей, а также эффективность досуговой деятельности. Вторая группа предусматривает непосредственное участие семьи в разнообразных мероприятиях: (концертных программах, мастер – классах, в работе кружков по интересам и т.д.)
В организации праздничных и досуговых мероприятий активное участие принимают родители и несовершеннолетние: дети вмести с родителями готовят костюмы, исполняют роли по сценарию.
Одним из ведущих направлений в работе с детьми и подростками из многодетных семей по организации досуга является организация и проведение спортивно – оздоровительных мероприятий. Тематика определяется интересами детей и возможностями взрослых. Это «Юные Робинзоны», «Космические приключения», «В подводном царстве», «Спасатели», «Сигнал SOS принят». Подготовка к спортивному празднику очень важный аспект его эффективного проведения - это составление сценария, распределение ролей и обязанностей между участниками, подбор музыкального сопровождения, оформление площадки или зала, подготовка спортивной формы, эмблем, приглашений и т.п.
Во время физкультурных праздников стараемся привлечь всех детей к участию в подвижных и спортивных играх, эстафетах, танцах, аттракционах, Широкое использование разных игровых приемов, игровых упражнений, загадок, музыкальных произведений способствует положительному эмоциональному настрою детей активному применению приобретенных ранее двигательных умений и навыков.
Активное участие детей и подростков в организации и проведении праздников способствует воспитанию навыков и привычек культуры поведения, чувства коллективизма и товарищества.
Таким образом, как показывает практика, использование современных форм досуговой деятельности способствует: осмыслению детьми (в рамках своего возраста) досуга как ценности, его значимости для развития и самореализации личности; изменению установок детей на способы и формы проведения своего досуга; приобретению детьми практических навыков содержательно и разнообразно проводить свободное время; освоению детьми основных средств общения, основ зрительской культуры; повышению культуры взаимоотношений детей и их поведения во взаимодействии со сверстниками и взрослыми.
Проблемы, которые решает практика
В настоящее время, когда очень остро стоит проблема детской безнадзорности, все больше подростков оказываются предоставлены сами себе, совершают правонарушения и не успевают в обучении. Детская безнадзорность имеет целый ряд причин. Это и занятость родителей, и их неумение налаживать контакты со своими детьми, организовывать совместный досуг. Но наиболее остро проблема безнадзорности стоит в семьях, где доминирует аморальный образ жизни родителей, их низкий общеобразовательный уровень, эмоционально-конфликтные отношения в семье, неполная семья, плохое материальное положение. Дети из таких семей, как правило, проводят большую часть своего времени на улице, рискуя попасть под влияние криминогенных и асоциальных структур. Все это заставляет задуматься о том, что от того, чем занимается подросток в свободное время, как организовывает свой досуг, зависит дальнейшее формирование его личностных качеств, потребностей, ценностных ориентаций, мировоззренческих установок. А поэтому очень важно помочь родителям правильно и грамотно организовать досуг несовершеннолетних.