Государственное казенное учреждение социального обслуживания «Ковровский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних»
«Содействие развитию функционирования ребенка и семьи в естественных жизненных ситуациях»
Регион: Владимирская область
География реализации: г. Ковров
Номинация: "Нежный возраст"
Дата старта: 2020-06-15
Статус: постоянная, действующая
Сайт организации: http:// src-kovrov.social33.ru
Описание
Практика реализуется специалистом по комплексной реабилитации, педагогом-психологом, логопедом и включает в себя несколько этапов.
Этапы практики:
1. Определение нуждаемости ребенка и семьи в ранней помощи.
2. Планирование и проведение оценочных процедур.
3. Разработка и реализация индивидуальной программы ранней помощи (ИПРП): консультирование родителей, совместная деятельность взрослых с ребенком, показ практических приемов для организации ЕЖС.
4. Проведение оценки эффективности реализации ИПРП.
Оценочные процедуры относительно ежедневных жизненных ситуаций включают в себя: опросник измерения вовлеченности, независимости и социальных отношений (MEISR), оценку уже имеющихся навыков ребенка, оценку факторов окружающей среды.
В беседе с родителями определяются трудности в естественных жизненных ситуациях, таких как прием пищи, одевание, игра с другими людьми, самостоятельная игра, прогулка, купание, сон. Часто родители сталкиваются с проблемами, которые им не удается решить самостоятельно.
Родители ищут способы решения проблем, выбиваются из сил при преодолении трудностей, испытывают раздражение и досаду. Причины таких сложностей чаще всего обусловлены как особенностями самого ребенка, так и недостаточным уровнем знаний самих родителей.
Обратившись в Службу ранней помощи при помощи специалистов, родители анализируют повседневную жизнь с ребенком и выбирают 1–2 ситуации (рутины), которые вызывают у них наибольшее беспокойство. Каждый специалист проводит углубленную оценку по конкретному домену, по которому у ребенка в ходе первичного приема были выявлены трудности умеренного или тяжелого характера.
Далее специалисты с родителями разрабатывают ИПРП, для этого они:
- формулируют конкретные, значимые, достижимые, измеримые, ограниченные по времени цели;
- определяют услуги, которые будут соответствовать целям вмешательства, с указанием специалистов, которые будут участвовать в реализации программы;
- определяют форму и место предоставления услуг;
- оформляют бланк ИПРП.
Индивидуальная программа ранней помощи реализуется в форме совместных детско-родительских встреч, консультирования и обучения родителей развитию новых навыков у ребенка. Сначала специалист дает семье новую информацию, показывает практические приемы для организации ЕЖС, а далее родители учатся применять эти новые приемы.
Специалисты обсуждают с родителями методы и методические приемы развития необходимых навыков у ребенка, подбирая их индивидуально для каждой семьи. Для достижения поставленных целей используются различные методы: словесные (чтение и рассказывание стихов, потешек, прибауток, сказок, беседы); игровые (игры-забавы, дидактические игры, подвижные игры); наглядные (показ предметов, показ действия) и др.
Специалистов интересует, в каких условиях проходит проблемная ЕЖС, подходят ли ее условия для ребенка, знают ли родители, как организовать ЕЖС в семье в соответствии с особенностями и возможностями ребенка. Главная задача при этом: направить силы и знания на обучение всех членов семьи, участвующих в ЕЖС.
Одновременно с семьей работают не менее 2-3 специалистов.
Специалисты обучают родителей стимулированию и поощрению стремления ребенка к самостоятельной деятельности. Сначала родитель выполняет действие сам, побуждая ребенка принять в этом участие, обязательно поощряет его за проявление активности. По мере возрастания активности ребенка, если ему хочется все делать самостоятельно, родители должны оказывать лишь необходимую помощь. В дальнейшем, по мере усвоения ребенком новых навыков, потребность в непосредственной помощи взрослого при выполнении определенных действий снижается.
Еженедельно специалист встречается с семьей, обсуждает, какие у них происходят изменения, помогает найти для них оптимальный способ улучшения ЕЖС, обсуждает неудачи, помогает найти новые способы организации ЕЖС, поддерживает их в достижении поставленных целей.
Оценка эффективности помощи семье проводится специалистом через 3 месяца путем применения тех же оценочных инструментов, которые применялись для составления целей индивидуальной программы ранней помощи, специалист и родители вновь беседуют о различных рутинах и сравнивают их протекание с первичной оценкой.
Данная практика одинаково эффективно реализуется как во время очных совместных занятий и консультаций в отделении, так и во время дистанционного взаимодействия с семьей посредством интернет-технологий. Также практика может реализовываться в малой группе и индивидуально. Опыт применения данной практики показал, что для достижения оптимальных результатов достаточно одной встречи в неделю с каждым специалистом.
Результаты практики
За 2020-2021 годы были обслужены 15 детей раннего возраста из 14 семей (в том числе 4 семьи являются многодетными). У детей, участвовавших в реализации практики, возросла степень вовлеченности в ЕЖС, повысилась самостоятельность в выполнении действий. Таким образом, из общего числа детей - 14 детей (93%) зачислены в дошкольные образовательные учреждения.
У 14 семей (100%) улучшилось качество взаимодействия с ребенком во время ЕЖС, наблюдается удовлетворенность результатами функционирования ребенка в естественных жизненных ситуациях. Из числа семей, получивших услуги ранней помощи в рамках ИПРП, 3 семьи (21%) достигли ожидаемого результата в срок 52 недели и 3 семьи (21%) достигли ожидаемого результата в срок 24 недели; 8 семей (58%) достигли результатов, встречаясь со специалистами один раз в неделю в течение 3 месяцев, в рамках пролонгированного консультирования.
После завершения ИПРП семьи получают дополнительную поддержку в освоении новых методов общения и развития ребенка, в рамках регулярных реабилитационных курсов, а также через участие в мероприятиях Клуба родительской взаимопомощи, Школе реабилитации и ухода.
Социальная значимость и обоснованность (преимущества) практики
Социальная значимость практики заключается в том, что у семей, улучшилось качество взаимодействия с ребенком, созданы условия стимулирования его развития внутри семьи, появились новые навыки, создано больше возможностей для успешной последующей адаптации в дошкольном образовательном учреждении.
Проблемы, которые решает практика
нарушения функционирования ребенка и семьи в естественных жизненных ситуациях;
низкий уровень компетентности семьи по формированию у ребенка необходимых навыков функционирования в естественных жизненных ситуациях и стимулирования его активности.