ОО «Сыктывкарская ассоциация многодетных семей»
Семейный маяк
География реализации: г. Сыктывкар, Районы Республики Коми: Усть -Куломский, Сысольский, Прилузский, Усть Вымский.
Номинация: "Территория семьи"
Дата старта: 2020-06-10
Статус: постоянная, действующая
Описание
В данном проекте планировалось транслировать и развивать полученный опыт по созданию и сопровождению «семейных» клубов для многодетных, приемных семей и родителей, воспитывающих детей с инвалидностью и ОВЗ.
Проект также направлен на оказание адресной помощи семьям. Планируется провести 7 тренингов с психологами по актуальным для семей темам, связанным с оптимизацией детско-родительских и супружеских отношений. Темы тренингов были определены исходя из запросов родителей.
Результатом участия в таких тренингах станет: повышение психолого-педагогической компетентности родителей в вопросах воспитания и развития детей; профилактика вторичного сиротства в замещающих семьях, гармонизация супружеских отношений.
Адресная помощь для всех категорий семей включает также возможность родителям в случае необходимости воспользоваться услугами сиделки или квалифицированной няни для ухода и присмотра за детьми. Данный проект предполагает оказание услуги няни для 10 семей.
Проект предусматривает адресную помощь 14 семьям г. Сыктывкара, воспитывающим детей с инвалидностью, которая включает комплексное социально-педагогическое сопровождение, направленное на формирование в условиях семьи учебных и социально-бытовых навыков, способствующих успешной социализации детей с инвалидностью и ОВЗ.В указанных семьях воспитываются дети, имеющие диагнозы: детский церебральный паралич (ДЦП), задержка психического развития (ЗПР), умственная отсталость, аутизм (РАС), мышечная дистрофия, отсутствие или недоразвитие речи у детей (Алалия) (Приложение 5).
Мероприятия по разработке и реализации социально-педагогического сопровождения включают в себя три этапа.
На первом этапе в семьях с детьми проводят диагностику следующие специалисты: логопед, специалист социальной сферы и дефектолог. Логопед диагностирует уровень речевых навыков; специалист социальной сферы проводит оценку социально-бытовой ориентации ребенка: умение самостоятельно одеваться, принимать пищу, пользование туалетом; дефектолог диагностирует уровень учебных навыков ребенка. Каждый из специалистов по результатам диагностики пишет рекомендации по развитию того или иного навыка.
На втором этапе с ребенком и родителями в семье работаетспециалист по анализу поведения(куратор). На основе прямого наблюдения за ребенком и рекомендаций специалистов он разрабатываетиндивидуальную комплексную программу развития по трем основным направлениям: социально-бытовая ориентация, коррекционно-педагогическое сопровождение и работа с нежелательным поведением. За весь период реализации проекта куратор проведет84 обучающих тренинга для родителей и детей по индивидуальной комплексной программе.
На третьем этапе к реализации проекта привлекаются студенты волонтеры ГПОУ "Сыктывкарский гуманитарно-педагогический колледж им. И.А.Куратова", большинство из которых обучаются по специальности «Коррекционная педагогика в начальном образовании». Частьстудентовимеют опыт работы с детьми инвалидами в Кочпонском ПНИ в качестве волонтеров(Приложение 6).Для участия в проекте студенты проходят обучающий инструктажпо теме: «Социально – педагогическое сопровождение ребенка с инвалидностью в условиях семьи». После чего студенты волонтеры под руководством куратора начинают оказывать помощь родителям в сопровождении и обучении ребенка инвалида. За каждой семьей закрепляется один студент. Планируется, что за весь период реализации проектаспециалист по анализу поведенияпроведет 35 обучающих тренингов для студентов и родителей.
Таким образом, первоначально специалист оп анализу поведения обучает родителей как заниматься с ребенком, а затем в семью вводится волонтер, который в дальнейшем помогает семье в которой воспитывается ребенок с инвалидностью или ОВЗ.
В результате реализации комплекса вышеуказанных мероприятий проекта у ребенка должен быть сформирован комплекс учебных и социально-бытовых навыков на основе индивидуальной программы сопровождения, что способствует его всестороннему развитию и успешной социализации.
Общим результатом реализации проекта станет улучшение социального самочувствия семьи, воспитывающей ребенка с инвалидностью и ОВЗ.
Привлечение в проект студентов волонтеров с одной стороны позволяет значительно уменьшить затраты на сопровождение семей узкими специалистами, а с другой стороны студенты профильных специальностей получаютвозможность на практике использовать полученные в колледже знания для подготовки своих курсовых и дипломных работ.
Реализация данного проекта имеет значительный отложенный социальный эффект, так как родители, принимающие участие в«семейных клубах» и на тренингах вместе с психологами, разберут большинство сложных ситуаций, связанных с детско-родительскими или супружескими отношениями. Полученные на таких тренингах практические знания помогут родителям разобраться в сложных ситуациях, которые могут возникнуть в будущем. Мероприятия, запланированные для семей с детьми инвалидами, также имеют длительный отложенный эффект, так как основная задача состоит в том, чтобы обучить родителей эффективному взаимодействию с ребенком. Для каждой семьи будет составлен индивидуальный план, в соответствии с которым родители смогут продолжать обучение своих детей, направленное на формирование комплекса учебных и социально-бытовых навыков, способствующих развитию и успешной социализации.
Проблемы, которые решает практика
В проекте принимают участие организации, представляющие интересы следующих категории семей: АНО «Центр психологической помощи семье и детям «Штурвал» (приемные (замещающие) родители, опекуны, усыновители); ОО «Сыктывкарская ассоциация многодетных семей» (многодетные семьи), АНО «Прогнозкоми» (семьи, воспитывающие детей с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), включая детей с аутизмом (РАС).
Проблема их объединяющая это отсутствие системы комплексного психолого-педагогического сопровождения семей.
Специфика вышеуказанных категорий следующая: многодетные семьи или родители, воспитывающие детей с инвалидностью практически «привязаны» к своему дому, уход и присмотр за детьми забирает все свободное время. Некоторым родителям проблематично даже ненадолго отлучиться из дома, чтобы попасть на прием к врачу, сходить за покупками, выйти в парикмахерскую. Родители «зацикливаются» на своих семьях и детях, игнорируя собственные потребности в общении и развитии. В результате это приводит к тому, что многодетные родители и одинокие мамы, воспитывающие ребенка инвалидностью в силу того, что почти все время вынуждены проводить время с детьми оказываются в «социальной изоляции».
В замещающих семьях основная проблема заключается в следующем: родители, выразившие желание взять на воспитание ребенка в обязательном порядке проходят "Школу приемных родителей", но школа заканчивается и начинаются тяжелые будни с ребенком, имеющим нарушение привязанности и синдром депривации. До 90% замещающих родителей, сталкиваются с серьезными проблемами в процессе воспитания приемных детей, что подтверждают данные исследования, проведенного среди замещающих родителей г. Сыктывкара (см. Приложение 3).Часто у родителей не хватает знаний и опыта как справляться с подобными ситуациями, из-за этого случаются нервные срывы на детей, эмоциональные всплески, конфликты в семье.
Все вышеуказанные проблемы в семьях в конечном итоге приводят к эмоционально-психологическому выгоранию родителей, а следствием может стать жестокое обращение с детьми, вторичное сиротство (возврат детей в детский дом), семейные конфликты, приводящие к разводам.
Количественно-качественные показатели применения практики
Организация и проведение 7 «Семейных клубов» - Приняли участие 60 семей (в том числе: замещающие, многодетные, воспитывающие детей с инвалидностью и ОВЗ).

Организация и проведение психологических тренингов по оптимизации детско-родительских и супружеских отношений - Приняли участие 45 семей (в том числе: замещающие, многодетные, воспитывающие детей с инвалидностью и ОВЗ)

Оказание услуг няни для ухода и присмотра за детьми для всех категорий семей - Воспользовались услугой няни11 семей (в том числе: замещающие, многодетные, воспитывающие детей с инвалидностью и ОВЗ).

Комплексное сопровождение семей:
- мероприятия, проводимые логопедом, дефектологом и специалистом социальной сферы (диагностика, посещение семей, разработка рекомендаций) - В 14 семьях были проведены диагностические мероприятия
логопедом, дефектологом и социальным педагогом. По результатам диагностик специалистов были выявлены особенности формирования речи, виды речевых нарушений у детей-участников проекта, проведена оценка уровня развития учебных навыков и навыков самообслуживания, даны рекомендации родителям по работе над указанными видами навыков.

- мероприятия, проводимые специалистом по анализу поведения (знакомство с семьей, первичное интервью, наблюдение за поведением ребенка в семье, консультирование родителей, анализ видео отчетов родителей; составление индивидуальных комплексных программ; формирование индивидуальных протоколов по работе с поведением, введение волонтеров в семью, курирование волонтеров, оценка результативности, проведение обучающих тренингов для родителей и волонтеров; подготовка итогового отчета по каждой семье - - Знакомство и первичное интервью проведено в 14 семьях;
- Составлено 14 индивидуальных комплексных программ сопровождения;
- Введены 7 волонтеров в семьи;
- Проведено 84 индивидуальных обучающих тренинга для родителей (в том числе удаленно посредством программ zoom и skype)
- проведено 35 индивидуальных тренингов (в том числе удаленных посредством программы zoom и skype) для 7 волонтеров-участников проекта.

Мероприятия с использованием современных методик арт-терапии в работе с семьями, воспитывающими детей с инвалидностью и ОВЗ - Приняли участие 14 семей.
Социальная значимость практики (влияние практики на улучшение качества жизни детей и семей с детьми)
1. Организация и проведение мероприятий «Семейный клуб». С октября месяца родители всех категорий семей ежемесячно собираются в «Семейном клубе», который проходит на базе Академии Госслужбы. Самые активные участники по итогам встреч - это многодетные и замещающие родители. К сожалению, реже всего приходят родители, которые воспитывают деток с инвалидностью и ОВЗ, так как им проблематично оставлять детей дома одних. На встречах клуба родители познакомились друг с другом, как оказалось большинство проблем, с которыми сталкиваются семьи разных категорий (приемные, многодетные, родители, воспитывающие детей с инвалидностью) во многом схожи. Большая часть родителей, которые приходят на встречи клуба эмоционально выгоревшие или истощенные. Психологи клуба помогают родителям всех категорий, проводят игровые тренинги, индивидуальные консультации. Важно и значимо то, что на встречах проводятся общесемейные чаепития, где родители просто общаются за чаем, смеются, делятся своими проблемами и помогают друг-другу советами. Такой формат общения является лучшей профилактикой эмоционального выгорания родителей. В декабре встреча Клуба была посвящена празднованию Нового года. За счет средств софинансирования для семей была проведена Новогодняя программа с Дедом Морозом, Снегурочкой и героями мультфильма «Фиксики». Данное мероприятие было проведено для многодетных и замещающих семей. (Ссылка на пост о данном мероприятии на Флешке в Файле «Ссылки на посты») Для семей, воспитывающих детей с инвалидностью было организовано поздравление детей на дому. Волонтерами была сформирована «Команда добра», которая посетила более 20 семей. Каждому ребенку от спонсора клуба «Штурвал» Дед Мороз вручил сладкий подарок. (Ссылка на пост о данном мероприятии на Флешке в Файле «Ссылки на посты». Кроме этого, в течение реализации проекта для семей – участников проекта были проведены праздничные мероприятия: «День матери», «День всех влюбленных». Всего было проведено 7 встреч Семейного клуба. На каждой встрече проводились тренинги по различным темам для родителей и развивающие занятия для детей (ссылки на видео и фотоотчеты в приложении)
2. Организация и проведение психологических тренингов. Всего было проведено 15 тренингов по оптимизации детско – родительских и супружеских отношений, в которых приняли участие многодетные, замещающие семьи, а также родители, воспитывающие детей с инвалидностью и ОВЗ. Тренинги проводились на следующие актуальные для родителей и детей темы: «Ассертивное поведение в семье»; «Секреты детско-родительских отношений»; «Возрастные и психологические особенности детей разных возрастов»; «Особенности полового воспитания в семье»; «Как мы чувствуем друг друга»; «Вместе мы сила»; «Навстречу друг другу»; «Профессиональное выгорание и как оставаться эффективным родителем?»; «Волшебная сила поощрения»; «Игровой тренинг по оптимизации супружеских отношений»; «Тренинговое занятие для развития коммуникативных навыков для детей младшего подросткового возраста и родителей»

3. Комплексное сопровождение семей. В процессе реализации Проекта был апробирован опыт комплексного социально-педагогического сопровождения 14 семей г. Сыктывкара и Ухты, в которых воспитываются дети с инвалидностью и ОВЗ. В ходе проекта была получена положительная динамика в развитии учебных и социально-бытовых навыков у детей. По результатам работы дети в трех семьях научились самостоятельно пользоваться туалетом, в четырех семьях дети получили навыки учебной деятельности (раскрашивание, соединение точек, собирание картинки из 3-6 частей и др.), в трех семьях введена альтернативная коммуникация на основе карточек ПЕКС (дети, которые не разговаривают научились просить у взрослых предметы, еду, игрушки при помощи карточек с изображением и словами). В четырех семьях у детей удалось повысить мотивацию к учебной и бытовой деятельности путем введения системы жетонов (поощрений). В ходе проекта на первом этапе были реализованы дистанционные формы консультирования для родителей через программы Zoom и Skype. Благодаря проекту на 7 волонтеров (студентов профильных специальностей) получили возможность на практике использовать полученные в колледже знания для подготовки своих курсовых и дипломных работ. Одна из студенток использовлала полученный опыт при написании дипломной работы «Роль визуальных подсказок в формировании социально - бытовых навыков у детей и подростков с РАС». В соответствии с проектом были закуплены методические и тактильные пособия для работы с семьями, воспитывающими детей с инвалидностью, ОВЗ и РАС. Данные пособия были задействованы специалистами и волонтерами в работе с семьями.

4. Оказание услуг няни для ухода и присмотра за детьми для всех категорий семей. В процессе реализации проекта выяснилось, что услуги няни (сиделки) очень востребованы среди семей, в которых есть дети - инвалиды, но родителям сложно решиться оставить своего «особенного» ребенка с другими людьми (даже с профессиональными нянями и сиделками). Родители за годы совместного непрерывного проживания с детьми - инвалидами забывают про себя, про свои потребности, перестают доверять другим и не умеют просить помощи. Мы столкнулись с такой проблемой в нашем проекте. Чтобы переломить ситуацию, мы начали предлагать родителям помощь сиделок (нянь), которые занимались с ребенком в присутствии родителей, чтобы они убедились, что наши ребята справляются с особыми детками. Родители начали понемногу доверять помощникам – няням. В результате нашей работы с родителями за весь период реализации проекта 11 семей воспользовались услугами няни. Нужно отметить, что в этих семьях в разной степени наблюдается улучшение эмоционального фона, повысилось качество жизни, в частности у родителей появилась возможность выйти из дома, сходить в кино, парикмахерскую, по магазинам. Мамы в двух семьях смогли выйти на работу на условиях неполной занятости.

5. Мероприятия с использованием современных методик арт-терапии в работе с семьями, воспитывающими детей с инвалидностью и ОВЗ. Специалист по музыкальной терапии с каждым ребенком проводила пальчиковую и дыхательную гимнастику, дети слушали классическую музыку, пытались петь простые песенки, музицировали с музыкальными инструментами. По результатам проведенных занятий можно отметить, что почти у всех детей в разной степени наблюдается улучшение коммуникативных навыков, у одного ребенка появилось звукоподражание (раньше родители этого не наблюдали), одна девочка с диагнозом РАС (аутизм) после занятий арт-терапии начала повторять мелодиях на клавишах.