ГАУАО "Благовещенский детский дом"
Студия "Художественные промыслы" - "Безграничные возможности раз-вития детей (в т.ч. детей с ОВЗ) с помощью декоративно-прикладного творчества"
Регион: Амурская область
География реализации: ГАУАО "Благовещенский детский дом"
Дата старта: 2005-05-01
Статус: постоянная, действующая
Описание
Выявить уникальный талант среди множества детей можно только работая с ними. Нередко дети сами не осознают того, на что они способны. Среди воспитанников ГАУАО «Благовещенский детский дом», благодаря многолетней работе и труду педагогов выявляется много талантливых детей. При этом, среди них имеется достаточно большой процент детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). У многих из них имеются отклонения в моторном развитии, дефекты произношения. Значительную проблему представляет неуверенность в своих силах у воспитанников (как у здоровых, так и с ОВЗ).
Руководством и педагогами ведется постоянная работа над созданием условий для развития и восстановления, как физического, так и духовного здоровья детей. С этой целью работает множество студий, кружков и секций. Среди них, уже на протяжении 17 лет, работает творческая студия «Художественные промыслы». Программа студии стремится учесть все вышеперечисленные факторы, включая то, что ребята лишены семьи. В процессе работы педагоги стремятся создать атмосферу взаимопомощи, поддержки, понимания и ответственности аналогично тому как это происходит в многодетных семьях.
Совместное (инклюзивное) обучение здоровых детей и детей с ОВЗ дает прекрасную возможность проводить занятия в форме инклюзивного обучения. Дети с ОВЗ учатся максимально использовать свои возможности, комфортно чувствовать себя. Они стараются подражать своим сверстникам, учатся друг у друга различным приемам, учатся преодолевать трудности, связанные с их физическим и психологическим состоянием. Это позволяет им с каждым днем повышать свою внутреннюю самооценку и достигать тех результатов, о которых они раньше даже «боялись и подумать».
В процессе реализации практики талантливые дети выявляются как среди здоровых, так и среди детей с ОВЗ. Применяемая практика эффективна для всех детей, независимо от особенностей их физического развития.
Практика работы состоит из нескольких этапов:
1. Знакомство с материалами (фоамиран, пластика, соленое тесто, полиморф, дерево, ткань, фетр, глина, гуашь, акварель, и т.д.)
2. Знакомство с техниками и приёмами работы с различными материалами.
3. Развитие базовых навыков. Изучение основных понятий изобрази-тельного искусства. Практические занятия и игровые мероприятия.
4. Выполнение самостоятельных творческих работ
5. Участие в конкурсах и выставках различного уровня: международных, всероссийских, областных, городских. А также в мероприятиях, проводимых в детском доме.
Практика заключается в том, что на занятиях используется огромный выбор техник и материалов. Первые занятия идут как знакомство с различными материалами и техниками, а также освоение базовых навыков, в дальнейшем учащиеся выбирают для себя то, что им больше всего нравится и подходит для выражения и развития своих творческих талантов. Регулярно проводятся игровые мероприятия.
Особое место занимает подготовка к праздникам и изготовление сувениров и подарков для сотрудников и гостей детского дома. Дети также любят совместные игровые занятия и мероприятия, которые проводятся с гостями детского дома, волонтерами, социальными организациями и т.д. Благодаря руководству детского дома в студии успешно начала работу и продолжает работать гончарная мастерская. Этот шаг значительно расширил возможности педагога раскрывать возможности и таланты учащихся, у которых ранее не было условий для этого.
Далеко не редкость, когда в начале обучения дети никогда не держали в руках кисть или ножницы. Но постепенно на занятиях дети начинают "раскрываться". На данном этапе почти все дети, кто обучается больше года, очень любят комбинировать различные техники, навыки и материалы.
Внеурочная деятельность создаёт адаптивную среду, способствующую духовному, нравственному, физическому развитию и социализации ребенка. Занятия проходят в условиях раскрепощённой обстановки, когда обучающийся и его деятельность не зажаты рамками норм и стандартов. В процессе выполнения своих творческих работ дети имеют возможность свободно общаться с педагогом и друг с другом, делясь приобретенным опытом в выполнении отдельных элементов. Одновременно они учатся преодолевать трудности, связанные с их физическим и психологическим состоянием.
Проблемы, которые решает практика
- создание оптимальных условий для развития индивидуальности ребенка;
- создание условий для развития творческого вкуса, возможности самовыражения и развития природного таланта;
- помогает детям проявить индивидуальные способности в раннем возрасте, фантазию, наблюдательность и творчество;
- создание предпосылок для изучения творчества посредством знакомства с разными видами ДПИ (флористика, оригами, лепка из пластики, глины, соленого теста, работа с кожей, фетром, фоамираном и др.)
- развитие мотивации к творчеству и самостоятельности;
- содействие жизненному самоопределению воспитанников, их социализации;
- воспитание чувства ответственности, взаимопомощи;
- помогает пробудить умение и желание учиться и получать новые знания;
- через развитие мелкой моторики рук способствует улучшению умственных способностей;
- развивает образное и пространственное мышление, глазомер;
- обучает работе с различными материалами и инструментами, помогает овладеть основами культуры труда.

ЭФФЕКТИВНОСТЬ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАКТИКИ (С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ УЛУЧШЕНИЯ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ)

Практика за много лет применения показала, что как здоровые дети, так и дети с отклонениями в психическом или физическом здоровье, способны развивать свой уникальный талант с помощью искусства.
Занятия в студии построены по специально разработанной программе, учитывающей все аспекты развития творчества. На занятиях в студии работают все воспитанники без исключения. Каждому подбирается такой вид творчества, который именно у него получиться лучше всего. Например, если поражены кисти рук и ребенок не может полноценно работать на гончарном круге – ему можно предложить лепку сувениров. В этом случае важно, чтобы он тоже мог работать пальцами. Для ребенка подбирается тот вид деятельности, который ему более сподручен, то, что у него лучше всего получается. Если трудно держать кисть – ему будет предложена пастель, декупаж или лепка объемных картин на срезах дерева.
Руководитель студии совместно с обучающимися выполняет не только коллективные творческие работы, но также организуются занятия, в которых участвуют психолог и педагоги детского дома. Проведение таких мероприятий объединяет коллектив детского дома, дает лучше понять, чем занимаются воспитанники на занятиях, донести важность проводимой работы.
Проводятся также индивидуальные занятия с обучающимися по составлению композиций и картин из сухих цветов, лепке из пластики, создание объемных картин на срезах дерева. Данные занятия позволяют детям лучше вникнуть в процесс создания собственной художественной композиции, игрушки или иного предмета искусства, научиться понимать и принимать особенности своих возможностей.
В процессе работы налаживается взаимодействие между воспитанником и педагогом. Учащийся постепенно понимает важность знаний и умений старшего, у него формируется отношение к важности выполнения работы, так как понимает всю ее сложность и трудоемкость. Для детей с ОВЗ это еще и возможность преодолеть себя, зачастую сделать невозможное, научиться добиваться нужного результата. Научившись преодолевать многие трудности, они шаг за шагом готовят себя к будущей жизни вне детского дома.
Один из уникальных примеров является талантливая девочка Лиза.
Лиза имеет ограниченные возможности здоровья, она передвигается на коляске, у нее недостаточно сформированы пальцы рук. Когда впервые Лиза пришла заниматься в студию у неё не было никаких навыков. Ей с трудом удавалось пользоваться ножницами, подбирать цвета красок, рисовать, лепить. Она стеснялась своих рук и постоянно их прятала, что создавало дополнительные трудности в процессе обучения, но большое желание и стремление Лизы к творчеству было заметно.
Успехи Лизы стали заметны после двух лет обучения. Первое время приходилось очень много помогать ей. Наиболее удачные работы девочки педагог стала выставлять на областные и городские конкурсы.
На сегодняшний день девочка принимает участие и становится победителем не только городских и областных, но и всероссийских и международных конкурсов. С годами Лиза стала реже обращаться за помощью к педагогу.
Сейчас она справляется с заданиями самостоятельно и успевает помогать другим воспитанникам.
Лиза с удовольствием работает на гончарном круге и расписывает готовые керамические изделия. Кроме этого, она освоила различные техники: работу с фоамираном, фетром, пластикой, рисование пастелью, изготовление поделок из бросовых материалов. Внимание девочки сосредоточено на результате и качестве её работ, она перестала прятать свои руки.
В детском доме регулярно проводятся местные конкурсы, выставки, выставки-распродажи, приуроченные к различным праздникам и мероприятиям, в которых неизменно принимают участие работы Лизы.
В студии занимаются очень талантливые ребята из многодетной семьи Арсений, Екатерина и Софья. Они умели достаточно хорошо рисовать, когда пришли в студию. Но занятия в студии, помогли им расширить приемы и техники работы, изучить основные художественные понятия, они многому научились, перестали допускать ошибки перспективы, света и тени, их работы стали гораздо интереснее и ярче.
Искусство неизбежно влияет на воспитание, культуру и развитие личности. Развитие эстетического вкуса, потребности в красоте влечет за собой потребность в творческом самовыражении, стремлении создавать красивые творческие работы и к пробуждению таланта.