ГБУ СО «Волжский центр социального обслуживания населения»
Краски Жизни
География реализации: г. Волжский Волгоградской области
Дата старта: 2021-09-01
Статус: постоянная, действующая
Телефон: +7 (917) 334-19-17
Социальные сети: https://ok.ru/profile/572775352938
Описание
В основе проекта лежит синтез двух методов: сказкотерапия и интуитивное (правополушарное) рисование.
Сказкотерапия – один из наименее травмоопасных и безболезненных способов психокоррекции. Возможно, потому, что с помощью сказок (или под их влиянием) сформировался жизненный сценарий и с помощью сказки же можно попытаться из этого неудачного жизненного сценария человека извлечь.
Концепция сказкотерапии основана на идее ценности метафоры как носителя информации:
• о жизненно важных явлениях;
• о жизненных ценностях;
• о внутреннем мире автора (в случае авторской сказки).

Метод интуитивного рисования основывался на концепции Роджера Сперри о функциональной специализации полушарий головного мозга.
Суть метода правополушарного рисования заключается во временном подавлении работы левого полушария и передачу ведущей роли в рисовании правому, более пригодному для этой деятельности.
Интуитивное (правополушарное) рисование - это ключик к своим внутренним эмоциям и переживаниям, к своему подсознанию. Когда человек рисует и не задумывается о своем произведении как художественном, выводит на листе бумаги то, что ему хочется и кажется нужным в данный момент – в его образах всегда проявляется его внутреннее «Я».
Интуитивное рисование приводит к активизации правого полушария, которое у человека отвечает за идеи, образы, творчество.
Интуитивное рисование – это замечательный метод избежать внутренней цензуры, убрать эмоциональные блоки и взглянуть на мир и себя с другой стороны.
Правополушарное рисование одновременно и лечит и диагностирует и приносит удовольствие от самовыражения!
В ходе интеграции этих двух направлений каждый участник проекта учится жить в соответствии со своим внутренним ритмом. Внутренний ритм рождает свой темп жизни, стремления, мотивацию, влияет на поступки.
Синтез сказкотерапии и интуитивного рисования обращен к чистому и восприимчивому детскому началу каждого человека.
Творчество на встречах основывается на ценностном уровне, помогая искать нравственные ориентиры, переосмысливая жизненные ценности, постигая простые и глубокие истины, заново открывая мудрость предков, свою собственную.
В процессе творчества каждый ребенок, взрослый погружается в калейдоскоп цветных линий, образов проживает свою сказку, открывает для себя свой ресурс.
Дети и родители во время такого рисования учатся взаимодействию друг с другом, становятся увереннее в своих силах, раскрепощаются.
Проблемы, которые решает практика
Цель практики Краски Жизни:
способствовать родителям в переосмыслении родительских компетенций и формирование установки на принятие своих детей посредством организации совместной творческой деятельности
Уже давно психологи и педагоги единогласно утверждают, что совместное творчество детей и родителей формирует хорошие доверительные отношения между ними, оказывает положительное влияние на развитие ребенка и приучает его сотрудничать. Творческий процесс стимулирует всестороннее развитие ребенка: совершенствуются моторные навыки, формируется воображение, раскрывается творческий потенциал. Кроме того, совместная творческая деятельность – интересное времяпровождение.
Обучаясь новым технологиям организации занятий с детьми в домашних условиях, получая ценные практические умения и навыки, родители могут сделать жизнь своего ребенка полезной, яркой, интересной, в которой отношения, возникшие в совместной деятельности ребенка и родителя, становятся главной ценностью в их жизни.
Творческая деятельность оказывает большое значение в жизни человека, тем более она оказывает большое значение в жизни детей. В процессе творческой деятельности у ребенка усиливается ощущение собственной личностной ценности, возникает чувство внутреннего контроля и порядка. Кроме этого, творчество помогает справиться с внутренними трудностями, негативными переживаниями, которые кажутся непреодолимыми для ребенка. Свои чувства и эмоции, а также знание и отношение ребенку легче выразить с помощью зрительных образов. Нельзя не учесть также тот факт, что средства творчества предоставляют ребенку возможность для выражения деструктивных чувств социально - приемлемой манере, понижая их активность или ликвидируя полностью. Если ребенок робок и боязлив, не уверен в своих силах, для него очень полезно творчество, независимо от сюжета, творческая деятельность позволяет ребенку выйти из состояния зажатости.
Невозможно чего-то добиться, если нет родительской поддержки, поскольку сила родителей заключается в способности своим ежедневным примером побудить ребенка к выполнению необходимых действий, окрасив их теплым положительным эмоциональным импульсом.
Участие в совместных занятиях позволяет родителям овладеть не только практическими умениями работы с ребенком, работа стимулирует мотивационную сферу и вдохновляет. Здесь они учатся не только содержательному взаимодействию со своим ребенком, но и осваивают новые методы и формы общения с ним. Кроме того, на занятиях родители учатся приводить в соответствие возможности ребенка и свои требования к нему.
В деле воспитания ребенка в семье не может быть стереотипов. Каждая семья занимает индивидуальную «позицию» воспитания ребенка, растит его таким, каким видит в будущем, как продолжателя себя. Каждый участник свободно выражает свое мнение, каким бы непопулярным и неожиданным оно ни было. Формула «терпение + терпимость + безусловное принятие любого ребенка» позволяет найти способ успешного взаимодействия с ребенком.
Количественно-качественные показатели применения практики
1. 65% родителей приобретут навыки равноправного общения с ребенком.
2. У 75% родителей снизится тревожность по поводу неуверенности в своих родительских компетенциях.
3. 80 % родителей полностью принимают своих детей: их темп развития, способности, возможности, индивидуальность.
4. У 100 % детей, участвующих в программе, сформируется творческая гибкость и воображение, увеличился уровень социальной адаптированности
В программе примут участие не менее 50 семей: дети и их родителей.
проведено 12 встреч в Родительском клубе;
проведено не менее 1500 индивидуальных занятий по интуитивному рисованию с детьми и родителями;
проведено не менее 1200 индивидуальных психологических консультаций с детьми и родителями;
организовано не менее 4 совместных семейных досуговых мероприятий (экскурсии, посещение выставок, праздничные мероприятия);
не менее 30 детей примут участие в творческих конкурсах.
Социальная значимость практики (влияние практики на улучшение качества жизни детей и семей с детьми)
Направленность на мир семьи выступает как ориентир, как модель в усвоении норм человеческих отношений, в приобретении социального опыта, в формировании личности ребенка как субъекта деятельности.
Следствием реализации практики решаются следующие задачи:
• развитие умения слушать свою интуицию и себя
• развитие творческого потенциала, умения самовыражаться,
• развитие контроля эмоциональных проявлений.
• облегчение процесса коммуникации со взрослыми.
Результатом выполнения практики будет способствование созданию положительной установки на дальнейшее общение в семье.