Межрегиональная общественная организация по оказанию помощи детям с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам и их семьям «Особое детство»
Как принять особого ребенка
Регион: Ненецкий автономный округ
География реализации: Ненецкий автономный округ
Номинация: "Крыло ангела"
Дата старта: 2022-01-10
Статус: постоянная, действующая
Email: 89115305000@mail.ru
Телефон: +79115305000
Социальные сети:
https://vk.com/club160271550
сайт: 79115305000.ru
Описание
Рождение малыша с отклонениями в развитии, независимо от характера и сроков его заболевания или травмы, изменяет, а нередко и нарушает весь ход жизни семьи. Обнаружение у ребенка дефекта развития и подтверждение инвалидности почти всегда вызывает у родителей тяжелое стрессовое состояние, семья оказывается в психологически сложной ситуации. Родители впадают в отчаяние, кто-то плачет, кто-то несет боль в себе, они могут стать агрессивными и озлобленными, полностью отдалиться от друзей, знакомых, часто от родственников и даже от друг друга.
Это болезненное время для семьи, которое необходимо пережить, время
печали, которая должна быть излита. Только пережив горе, человек способен рассмотреть ситуацию спокойно, более конструктивно подойти к решению своей проблемы.
Существует четыре фазы психологического состояния родителей
в процессе становления их позиции к ребенку-инвалиду:
Первая фаза – «шок», характеризуется состоянием растерянности,
беспомощности, страха, возникновением чувства собственной
неполноценности.
Вторая фаза – «неадекватное отношение к дефекту», характеризующаяся негативизмом и отрицанием поставленного диагноза, что являетсясвоеобразной защитной реакцией.
Третья фаза – «частичное осознание дефекта ребенка», сопровождаемое чувством "хронической печали". Это депрессивное состояние, являющееся "результатом постоянной зависимости родителей от потребностей ребенка, следствием отсутствия у него положительных изменений".
Четвёртая фаза - начало социально-психологической адаптации всех
членов семьи, вызванной принятием дефекта, установлением
адекватных отношений со специалистами и достаточно разумным
следованием их рекомендациям.
К сожалению, не все мамы и папы проблемных детей приходят к
правильному решению, обретая жизненную перспективу и смысл жизни. Многие это самостоятельно сделать не могут. В результате нарушается способность приспособления к социальным условиям жизни.
На семью с ребенком-инвалидом накладываются медицинские,
экономические и социально-психологические проблемы, которые приводят к ухудшению качества ее жизни, возникновению семейных и личных проблем.
Но когда родственники и знакомые узнают о травме или болезни ребенка, они тоже испытывают свой кризис. Каждому приходиться задуматься о своем отношении к ребенку, к его родителям. Кто-то начинает избегать встреч, потому что боится и собственных чувств, и чувств родителей.
Не зная, как помочь и боясь быть бестактными, родственники и знакомые порой предпочитают отмалчиваться, как бы не замечать проблемы, что еще больше затрудняет положение родителей проблемного ребенка. Нередки случаи, когда бабушки и дедушки из-за стыда отказываются признавать внука или внучку
с инвалидностью. В первую очередь это относится к глубоко умственно отсталым детям, которые внешним видом, неадекватным поведением привлекают к себе нездоровое любопытство и неизменные расспросы со стороны знакомых и незнакомых людей. Все это ложится тяжким бременем на родителей. Трудно свыкнуться с мыслью, что именно твой ребенок "не такой, как все". Страх за будущее своего ребенка, растерянность, незнание особенностей воспитания, приводят к тому, что родители отгораживаются от близких, друзей и знакомых, предпочитая переносить свое горе в одиночку.
Семьям, воспитывающим ребёнка - инвалида, необходимо понять себя,
свои переживания, не загонять эти переживания в «угол». Обратиться за
помощью к специалисту – не малодушие, а знак того, что человек хочет изменить свое состояние, хочет успешно действовать в сложившейся ситуации.
Наша практика учит , чтобы помочь себе справиться с этим тяжелым
эмоциональным состоянием, нужно следовать некоторым советам:
примите ситуацию как данность, не думайте о том, как и почему это
случилось, размышляйте о том, как с этим дальше жить. Помните, что
все ваши страхи и «черные мысли» ребенок чувствует на интуитивном
уровне. Ради успешного будущего Вашего ребенка постарайтесь найти
в себе силы с оптимизмом смотреть в будущее;
никогда не жалейте ребёнка из-за того, что он не такой, как все;
дарите ребёнку свою любовь и внимание, но помните, что есть и другие
члены семьи, которые в них тоже нуждаются;
стремитесь к тому, чтобы у всех членов семьи была возможность
саморазвития и полноценной жизни;
не ограждайте ребёнка от обязанностей и проблем. Если состояние
ребенка позволяет, придумайте ему простенькие домашние обязанности,
постарайтесь научить ребенка заботиться о других. Решайте все дела
вместе с ним;
предоставьте ребёнку самостоятельность в действиях и принятии
решений. Стимулируйте его приспособительную активность; помогайте
в поиске своих скрытых возможностей. Развивайте умения и навыки по
самообслуживанию;
учитесь отказывать ребёнку в чём-либо, если считаете его требования
чрезмерными. Однако проанализируйте количество запретов, с
которыми сталкивается ваш ребенок. Продумайте, все ли они
обоснованы, нет ли возможности сократить ограничения, лишний раз
проконсультируйтесь с врачом или психологом;
старайтесь чувствовать себя спокойно и уверенно с ребенком-инвалидом
на людях. Доброжелательно реагируйте на проявления интереса со
стороны посторонних, не отталкивайте их от себя жалобами,
раздражением, проявлением озлобления;
стремитесь к встречам и общению с друзьями, приглашайте их в гости.
Пусть в вашей жизни найдется место и высоким чувствам, и маленьким
радостям;
по возможности больше читайте, и не только специальную литературу,
но и художественную;
ведите дневник наблюдений за ребенком, отмечая малейшие перемены в его состоянии. Дневник с одной стороны, помогает, успокаивая Вас, с
другой – способствует правильной организации всей лечебнокоррекционной работы;
помните, что будущее вашего ребенка во многом зависит от того,
насколько он социализирован, адаптирован в обществе. Делайте все
возможное, чтобы он привык находиться среди людей и при этом не
концентрироваться на себе, умел и любил общаться, мог попросить о
помощи.
В результате следования этим простым советам произойдёт трансформация негативных родительских ожиданий и представлений о ребенке в позитивные.
Постепенно устранятся чувства вины, депрессивного фона настроения, страхи и комплексы.
Помните, что для полноценного и гармонического развития личности
ребенку необходимо расти в теплом семейном окружении, в атмосфере счастья, любви и понимания. Особенно это важно для ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Такой ребенок нуждается в усиленной поддержке и помощи близких ему людей. Создание и подержание в семье здорового психологического климата служит гарантией правильного развития ребенка и позволяет полнее раскрыть его потенциальные возможности.
Это болезненное время для семьи, которое необходимо пережить, время
печали, которая должна быть излита. Только пережив горе, человек способен рассмотреть ситуацию спокойно, более конструктивно подойти к решению своей проблемы.
Существует четыре фазы психологического состояния родителей
в процессе становления их позиции к ребенку-инвалиду:
Первая фаза – «шок», характеризуется состоянием растерянности,
беспомощности, страха, возникновением чувства собственной
неполноценности.
Вторая фаза – «неадекватное отношение к дефекту», характеризующаяся негативизмом и отрицанием поставленного диагноза, что являетсясвоеобразной защитной реакцией.
Третья фаза – «частичное осознание дефекта ребенка», сопровождаемое чувством "хронической печали". Это депрессивное состояние, являющееся "результатом постоянной зависимости родителей от потребностей ребенка, следствием отсутствия у него положительных изменений".
Четвёртая фаза - начало социально-психологической адаптации всех
членов семьи, вызванной принятием дефекта, установлением
адекватных отношений со специалистами и достаточно разумным
следованием их рекомендациям.
К сожалению, не все мамы и папы проблемных детей приходят к
правильному решению, обретая жизненную перспективу и смысл жизни. Многие это самостоятельно сделать не могут. В результате нарушается способность приспособления к социальным условиям жизни.
На семью с ребенком-инвалидом накладываются медицинские,
экономические и социально-психологические проблемы, которые приводят к ухудшению качества ее жизни, возникновению семейных и личных проблем.
Но когда родственники и знакомые узнают о травме или болезни ребенка, они тоже испытывают свой кризис. Каждому приходиться задуматься о своем отношении к ребенку, к его родителям. Кто-то начинает избегать встреч, потому что боится и собственных чувств, и чувств родителей.
Не зная, как помочь и боясь быть бестактными, родственники и знакомые порой предпочитают отмалчиваться, как бы не замечать проблемы, что еще больше затрудняет положение родителей проблемного ребенка. Нередки случаи, когда бабушки и дедушки из-за стыда отказываются признавать внука или внучку
с инвалидностью. В первую очередь это относится к глубоко умственно отсталым детям, которые внешним видом, неадекватным поведением привлекают к себе нездоровое любопытство и неизменные расспросы со стороны знакомых и незнакомых людей. Все это ложится тяжким бременем на родителей. Трудно свыкнуться с мыслью, что именно твой ребенок "не такой, как все". Страх за будущее своего ребенка, растерянность, незнание особенностей воспитания, приводят к тому, что родители отгораживаются от близких, друзей и знакомых, предпочитая переносить свое горе в одиночку.
Семьям, воспитывающим ребёнка - инвалида, необходимо понять себя,
свои переживания, не загонять эти переживания в «угол». Обратиться за
помощью к специалисту – не малодушие, а знак того, что человек хочет изменить свое состояние, хочет успешно действовать в сложившейся ситуации.
Наша практика учит , чтобы помочь себе справиться с этим тяжелым
эмоциональным состоянием, нужно следовать некоторым советам:
примите ситуацию как данность, не думайте о том, как и почему это
случилось, размышляйте о том, как с этим дальше жить. Помните, что
все ваши страхи и «черные мысли» ребенок чувствует на интуитивном
уровне. Ради успешного будущего Вашего ребенка постарайтесь найти
в себе силы с оптимизмом смотреть в будущее;
никогда не жалейте ребёнка из-за того, что он не такой, как все;
дарите ребёнку свою любовь и внимание, но помните, что есть и другие
члены семьи, которые в них тоже нуждаются;
стремитесь к тому, чтобы у всех членов семьи была возможность
саморазвития и полноценной жизни;
не ограждайте ребёнка от обязанностей и проблем. Если состояние
ребенка позволяет, придумайте ему простенькие домашние обязанности,
постарайтесь научить ребенка заботиться о других. Решайте все дела
вместе с ним;
предоставьте ребёнку самостоятельность в действиях и принятии
решений. Стимулируйте его приспособительную активность; помогайте
в поиске своих скрытых возможностей. Развивайте умения и навыки по
самообслуживанию;
учитесь отказывать ребёнку в чём-либо, если считаете его требования
чрезмерными. Однако проанализируйте количество запретов, с
которыми сталкивается ваш ребенок. Продумайте, все ли они
обоснованы, нет ли возможности сократить ограничения, лишний раз
проконсультируйтесь с врачом или психологом;
старайтесь чувствовать себя спокойно и уверенно с ребенком-инвалидом
на людях. Доброжелательно реагируйте на проявления интереса со
стороны посторонних, не отталкивайте их от себя жалобами,
раздражением, проявлением озлобления;
стремитесь к встречам и общению с друзьями, приглашайте их в гости.
Пусть в вашей жизни найдется место и высоким чувствам, и маленьким
радостям;
по возможности больше читайте, и не только специальную литературу,
но и художественную;
ведите дневник наблюдений за ребенком, отмечая малейшие перемены в его состоянии. Дневник с одной стороны, помогает, успокаивая Вас, с
другой – способствует правильной организации всей лечебнокоррекционной работы;
помните, что будущее вашего ребенка во многом зависит от того,
насколько он социализирован, адаптирован в обществе. Делайте все
возможное, чтобы он привык находиться среди людей и при этом не
концентрироваться на себе, умел и любил общаться, мог попросить о
помощи.
В результате следования этим простым советам произойдёт трансформация негативных родительских ожиданий и представлений о ребенке в позитивные.
Постепенно устранятся чувства вины, депрессивного фона настроения, страхи и комплексы.
Помните, что для полноценного и гармонического развития личности
ребенку необходимо расти в теплом семейном окружении, в атмосфере счастья, любви и понимания. Особенно это важно для ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Такой ребенок нуждается в усиленной поддержке и помощи близких ему людей. Создание и подержание в семье здорового психологического климата служит гарантией правильного развития ребенка и позволяет полнее раскрыть его потенциальные возможности.
Проблемы, которые решает практика
Воспитание ребёнка, имеющего диагноз «ребёнок-инвалид» (особенный ребенок) имеет свои сложности и особенности. Часто инвалидность ребенка становится причиной глубокой и продолжительной депрессии не только ребенка, но и всей семьи. Проект "Посмотри на меня" нацелен на помощь особенным семьям, в которых есть особенный ребенок, прежде всего психологическую помощь по принятию такого ребенка в семье, затрагивает такие аспекты, как межличностные отношения родителей, внутрисемейные отношения, адаптацию особенного ребенка к социуму.
Проблема, которую решает проект - это создание атмосферы принятия, понимания и в некотором роде одухотворения семей на воспитание особенного ребенка, особенно в большой семье.
Проблема, которую решает проект - это создание атмосферы принятия, понимания и в некотором роде одухотворения семей на воспитание особенного ребенка, особенно в большой семье.