Государственное бюджетное комплексное учреждение Архангельской области общего типа «Вельский центр социальной помощи семье и детям "Скворушка"»
Социальная служба "Семейная диспетчерская"
Регион: Архангельская область
География реализации: Вельский муниципальный район
Дата старта: 2021-05-12
Сайт организации: https://skvorushka.arkh.socinfo.ru/
Телефон: +7 (921) 291-14-42
Описание
«Семейная диспетчерская» - это специализированная социальная служба, которая появилась в структуре ГБКУ АО «Вельский центр социальной помощи семье и детям "Скворушка"» (далее – ГБКУ АО «Вельский центр "Скворушка"») в 2021 году. Она представляет собой единую систему оперативного реагирования и взаимодействия органов и учреждений системы профилактики (МКДН и ЗП, ООиП, ОСЗН, образовательные организации, ЦРБ). Это технология оказания помощи детям, семьям, которые оказались в трудной жизненной ситуации и самостоятельно из нее выйти не могут.
Социальная служба «Семейная диспетчерская» является структурным подразделением учреждения. В настоящее время для экстренного реагирования в команду входят: участковый специалист (социальный работник или специалист по социальной работе) и педагог-психолог, по устной договоренности - зональный инспектор ОДН ОМВД России по Вельскому району или участковый инспектор, специалист отдела опеки и попечительства администрации Вельского муниципального района, и, если речь идет о ситуации в семье, проживающей на селе, к команде подключаются представитель образовательного учреждения и специалист сельской администрации. В случае, если семья не пользуется мерами социальной государственной поддержки – подключается представитель отделения социальной защиты населения.
Ранее зачастую представители органов и учреждений системы профилактики по сообщению о неблагополучии семьи, детей, выезжали в семью «веерно» - друг за другом, в разные сроки, дни, время. Затем происходил обмен информацией, и на принятие решения по выявленным фактам неблагополучия детей уходило время. С началом деятельности «Семейной диспетчерской» ситуация кардинально изменилась: посещение семьи осуществляется комиссионно, фактически на месте, исходя из конкретной ситуации, с учетом мнения представителей компетентных органов, принимаются решения об оказании помощи семье. Исключаются временные затраты на письменный обмен информацией.
На данном этапе Служба работает в режиме рабочего дня: с 8.30 до 17.00. Приоритетные направления работы: выявление детей, семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, социально опасном положении; применение мер экстренного реагирования при обнаружении ситуации, угрожающей жизни и здоровью ребенка, обеспечивающих ее устранение; содействие семьям с детьми в решении проблем и предотвращении семейного неблагополучия, преодолении трудностей воспитания путем интеграции ресурсов, обеспечения оказания профессиональной консультативной поддержки, медицинской, психологической, педагогической, юридической и социальной помощи; содействие семьям с детьми в создании благоприятных условий развития и социализации детей; обеспечение психологического комфорта заявителям через исключение личных контактов заявителей с должностными лицами, принимающими решение о предоставлении (отказе в предоставлении) государственных услуг.
Важно, что специалист службы «Семейная диспетчерская» работает с запросом до полного решения проблемы. Уже через 6 месяцев работы службы начало меняться общественное мнение, которое ранее было ориентировано на нежелание обращаться в учреждение социального обслуживания, так как считалось, что помощь оказывается только неблагополучным семьям. Сейчас приходит понимание, что обратиться в службу могут все жители, у кого есть дети. Специалисты службы оказывают консультации и детям, и родителям, правильно ориентируют в ресурсах бесплатной помощи любую семью. С целью получения информации, консультации на единый номер службы звонят не только граждане, но и специалисты, сообщая полученные в ходе своей профессиональной деятельности сведения о неблагополучии детей.
Очень хороший отклик у семей находят выездные занятия, которые позволяют значительно увеличить возможность получения семьями, проживающими на селе, психологической и педагогической помощи, снизить материальные затраты семей (проезд) в г. Вельск. В ходе такой работы налаживается тесный контакт с семьёй, повышается доверие к специалистам, а значит, в случае возникновения сложной ситуации, вероятность, что семья обратиться за помощью вновь возрастает.
Количественно-качественные показатели применения практики
На территории Вельского муниципального образования была создана стабильно функционирующая система информирования семей с детьми о порядке, существующих способах и условиях получения социальной помощи, возможных видах поддержки, позволяющих преодолеть трудную жизненную ситуацию (на основе принципа «единое окно»). Было привлечено 30 организаций (КДН, отдел опеки и попечительства, ОСЗН, управление образования, школы, детские сады, сельские администрации, фельдшерско-акушерские пункты) к реализации практики и информированию о ее деятельности.
Ежегодно около 150 семей, попавших в поле зрения социальной службы "Семейная диспетчерская" преодолевают трудную жизненную ситуацию. 50 процентов семей получили помощь в виде социального сопровождения.
В условиях сельской местности досуг для детей и родителей с целью укрепления детско-родительских отношений ограничен. Командой специалистов на базе образовательных организаций и сельских администраций ежемесячно проводятся занятия для детей, направленные на развитие коммуникативных навыков, профилактику противоправного поведения, развитие творческих способностей. Для родителей проведено 12 занятий, направленных, на повышение родительской компетентности в вопросах возрастных особенностей детей и способах конструктивного общения, безопасности детей в интернете, предотвращение суицидального поведения подростков и др. Четыре занятия было проведено совместно для детей и родителей.
Социальная значимость практики (влияние практики на улучшение качества жизни детей и семей с детьми)
Служба объединяет все социальные ресурсы на территории Вельского района для оказания комплексной помощи семьям с детьми с учетом жизненной ситуации и обеспечивает:
единую точку приема, регистрации обращения и предоставления услуг семьям с детьми;
психологический комфорт: исключение личных или минимизация контактов заявителей с должностными лицами, принимающими решение о предоставлении (отказе в предоставлении) государственных услуг;
оперативный мониторинг положения семей, воспитывающих детей, происходящих изменений на соответствующей территории;
своевременное доведение информации о кризисной ситуации в семье до соответствующих ведомственных служб;
оптимизацию межведомственного взаимодействия, вовлечение в процесс взаимодействия новых структур и служб;
создание информационного и мотивационного поля поддержки родителей (законных представителей).