Бюджетное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Сургутский многопрофильный реабилитационный центр для инвалидов"
Программа социально-реабилитационной поддержки семей с детьми «Югорская семья – территория защищенности».
География реализации: ханты-Мансийский автономный округ - Югра
Дата старта: 2014-10-01
Сайт организации: https://nakalinke.ru/otzyvy.php
Телефон: +7 (922) 797-12-71
Описание
В Ханты-Мансийском автономном округе–Югре отмечается устойчивая тенденция роста числа многодетных семей, в том числе воспитывающих детей с ОВЗ.
Услуги по социальной реабилитации в рамках комплексной программы предоставляются на базе стационарного отделения «Мать и дитя» предоставляются с 01 октября 2014 года.
В период с 01.10.2014 по 31.12.2022 годы социально-реабилитационную поддержку прошли 1 167 многодетных и замещающих семей с детьми с ОВЗ и инвалидностью, 6 009 человека, из них: 3 612 детей, 1 133 ребенка с инвалидностью и ОВЗ, 1264 – родители (законные представители), проживающих в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре.
Программа предусматривает комплекс мероприятий с обеспечением круглосуточного пребывания, курсом до 21 календарного дня.
Каждой семье, зачисленной на курс социальной реабилитации, специалистами осуществляется индивидуальный и дифференцированный подход.
Особенностью социальной реабилитации семей в рамках программы является ее комплексность направлений:
- социально-реабилитационный мониторинг семьи;
- психолого-педагогическая поддержка семьи;
- педагогическое просвещение родителей (законных представителей);
- совместная деятельность детей и родителей;
- охрана, укрепление и восстановление здоровья семьи, направленные не только на содействие в повышении социальной активности семей с детьми, но и на гармонизацию детско-родительских отношений.
Реализация программы осуществляется на базе учреждения с использованием имеющегося оборудования, помещений и специализированных кабинетов.
Для эффективной реализации деятельности специалистов по оказанию помощи семьям с проблемами в детско-родительских отношениях является их скоординированнность действий. Такой подход предполагает единую систему мониторинга состояния семьи, своевременное выявление проблем, что позволяет качественно оказать помощь и провести профилактику проблем в детско-родительских отношениях.
Мероприятия по сопровождению семей с детьми по повышению психологической устойчивости и формированию психологической культуры семей с детьми, в том числе особенных детей и их родителей разнообразны: тренинги, психологические игры, занятия с элементами арт-терапии, индивидуальная и групповая работа, направленная на коррекцию психофизического и психоэмоционального состояния детей и взрослых.
Одним из направлений деятельности является как индивидуальная, так и групповая консультативная работа. Особенностью социальной реабилитации семьи является то, что работа ведется не только с детьми, но и с родителями.
В начале проводится беседа, общение специалистов с семьей по поводу комплексной социальной реабилитации. Затем применяются основные методы – анкетирование, наблюдение, обработка данных.
Специалист сообщает результаты своей работы, чтобы у родителей сложилось реалистичное представление о проблемах ребенка\семьи. Обязательной является информация о социально-реабилитационных мероприятиях, которые будут проводиться с семьей.
Невозможно заранее спрогнозировать, какой будет результат, однако родители могут наблюдать, в какую сторону изменяется состояние их ребенка. Члены семьи должны понимать, что успешная реабилитация физического и психического здоровья ребенка и отношений с ним зависит от совместного взаимодействия и желания сохранить благоприятный психологический климат в семье. При работе с детьми и родителями важно психологически поддержать семью, оказать внимание, выразить надежду на то, что у них все получится.
Для оказания действенной помощи семьям с детьми параллельно с консультативной работой осуществляется практическое обучение детей и родителей по вопросам гармоничных взаимоотношений друг с другом. Дети и родители помогают друг другу в решении внутрисемейных проблем, делают совместные шаги на пути к разрешению межличностных конфликтов в семье, учатся находить способы, с помощью которых можно решать проблемы.
С этой целью в отделении организован: детско-родительский клуб «Семья от А до Я». Это еще одно направление деятельности в решении проблем детско-родительских отношений.
В рамках следующего направления осуществляется работа с детьми и родителями, содержащая совместные мероприятия, семейные мастерские. В непринужденной, свободной обстановке, с целью укрепления отношений между ребенком и родителем, а также развития способности сотрудничать и получать от совместного взаимодействия положительные эмоции в отделении организованы семейные мастерские: газетоплетение, роспись на ткани в технике «батик», лепка из соленого теста, изготовление игрушки-антистресс «сквиши».
Опыт проведения занятий с родителями и детьми показывает, что совместная творческая деятельность объединяет и укрепляет семейные отношения, взаимопонимание между родителями и детьми, помогает раскрытию творческих способностей каждого из членов семьи. Мероприятия позволяют родителям комфортно чувствовать себя со своим ребенком, тем самым улучшается общий эмоциональный климат в семье, легко достигается взаимопонимание, привлекая в свою жизнь радость и успех.
Межведомственное взаимодействие с организациями и учреждениями культуры, отдыха и спорта помогает решать проблемы совместного семейного досуга и отдыха.
Организация выездных мероприятий: посещение кинотеатров, экскурсий, выставок, библиотек, музеев и многих других объектов культуры и отдыха для семей организуются бесплатно.
Взаимодействие специалистов учреждения и семьи невозможно без информационного сотрудничества.
Воспитание и развитие детей неразрывно связано с педагогическим просвещением родителей. Поэтому специалистами большое внимание уделяется информационно-просветительской (наглядной) агитации. В отделении для родителей оформлены информационные стенды, содержание которых меняется в зависимости от проблем, потребностей и запросов семей, поступивших на социальную реабилитацию.
Сохранение семейных традиций и ценностей как еще одно направление деятельности в работе с семьей. Специалистами применяются различные формы: дни рождения, праздничные даты, театрализованные представления. Уникальность и значимость данного направления заключается в том, что семья становилась командой, никто не чувствует себя забытым или обделенным вниманием, а это является залогом счастливой и дружной семьи, тем более, если в семье были дисфункции в отношениях «родитель–ребенок».
С целью сохранения и укрепления здоровья семьи специалистами ведется оздоровительно-профилактическая работа: массаж (механический и ручной), водолечение (гидромассажные ванны, циркулярный душ, душ Шарко), физиотерапия (магнитотерапия, электрофорез), галокамера, плавание, прием кислородного коктейля, утренние зарядки на улице в теплое время года, тематические прогулки, прогулки на лыжах, спортивные семейные мероприятия, консультации с медицинскими работниками, психологами.
Результатом деятельности специалистов по работе с семьями является оформленный стенд фотоматериалами, наглядно демонстрирующий перечисленные формы работы с семьями в течении календарного года.
По окончании работы с семьей специалисты сообщают родителям о конечных результатах проведенного курса социальной реабилитации, а также разрабатывают необходимые рекомендации, направленные на самостоятельное преодоление имеющихся проблем на основе полученных знаний.
Количественно-качественные показатели применения практики
Разработанные специалистами социально-реабилитационные мероприятия программы реализованы 100%.
Количественные:
- у 99 % детей и родителей сформировалось понятие о необходимости сохранения семейных ценностей;
- у 83 % несовершеннолетних повысилась самооценка;
- у 96 % семей повысилась творческая активность при использовании семейной досуговой деятельности;
- 90% родителей овладели приемами выстраивания позитивных детско-родительских отношений в разрешении конфликтных ситуаций в семье;
- у 97% родителей повысился уровень педагогической культуры и позитивной родительской позиции;
- 100% родителей получили возможность обучиться организации и проведению совместного семейного досуга; пересмотреть формы и методы воспитательного воздействия;
- у 68 % семей снизилась эмоциональная напряжённость.
Качественные:
удовлетворённость качеством предоставления социальных услуг составляет 100%.
По завершению курса реабилитации в отделении получатели социальных услуг для обратной связи заполняют:
1. Анкету получателя социальных услуг «Удовлетворенность качеством оказания социальных услуг в БУ «Сургутский многопрофильный реабилитационный центр ля инвалидов».
2. Книгу отзывов и пожеланий.
3. Размещают отзывы на сайте bos.qov.ru.
4. На официальном сайте Учреждения проводится анкетирование для выявления уровня удовлетворенности родителей (законных представителей) мероприятиями и услугами, их объемом и качеством.
Социальная значимость практики (влияние практики на улучшение качества жизни детей и семей с детьми)
Югорские семьи защищены не только мерами социальной поддержки, а также мероприятиями оздоровительной и реабилитационной направленности, реализуемыми специалистами учреждения.
Участие семей в мероприятиях программы социально-реабилитационной поддержки семей с детьми «Югорская семья – территория защищенности» помогла повысить социальную активность семей с детьми, а также гармонизировать детско-родительские отношения.
Детям и родителям предоставлена возможность, не выезжая за пределы автономного округа:
- воспользоваться в полном объеме курсом комплексной социальной реабилитации;
- получить медицинскую, педагогическую, психологическую помощь и поддержку;
- повысить уровень социальной активности;
- повысить общую культуры и психолого-педагогическую компетентность в вопросах конструктивного выстраивания отношений в семье, способствующих обогащению детско-родительских отношений;
- разнообразить досуговые формы семейного отдыха, организуемые не только в кругу семьи, но и в учреждениях культуры и спорта города (района);
- сохранить и укрепить семейные традиции и ценности;
- распространить и обобщить лучший семейный опыт по воспитанию и развитию детей, в том числе участвуя в конкурсах различного уровня;
- улучшить психологическое состояние детей и родителей;
- обучиться созданию благоприятной обстановки и психологической атмосферы.