ГАУСО «Территориальный центр социальной помощи семье и детям "Веста"» в Нижнекамском муниципальном районе
Клуб раннего развития "Мама + малыш"
Регион: Республика Татарстан
География реализации: Нижнекамский муниципальный район Республики Татарстан
Номинация: "Нежный возраст"
Дата старта: 2018-05-01
Статус: постоянная, действующая
Email: vesta_nk@mail.ru
Телефон: +7 (917) 851-05-60
Описание
Внедрение технологии «Мама + Малыш» позволяет охватить семьи с детьми от 0 до 3 лет, в том числе и многодетных, признанных нуждающимися в социальном обслуживании.
Работа в рамках технологии проводится в игровой форме, направленной на всестороннее развитие ребенка и повышение педагогической компетентности родителя. Занятия проходят с использованием таких форм работы, как анкетирование, наблюдение, информирование, консультирование, сюжетно-ролевая игра, работа в паре мамы и малыша, работа с использованием аудио- и видеозаписей, сказкотерапия.
Цели:
• Обеспечение психолого-педагогической поддержки семей, в том числе многодетных, и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования малолетних детей, а также охраны жизни и укрепления здоровья;
• всестороннее развитие детей раннего возраста.
Задачи:
• Познавательно-игровое, музыкальное развитие детей;
• Формирование у детей навыков художественно-продуктивной деятельности;
• Повышение педагогической грамотности родителей;
• Формирование знаний у родителей о физическом и психологическом развитии детей в раннем возрасте.
Целевая группа: дети от 0 до 3-х лет и их родители, состоящие на социальном обслуживании, в том числе из многодетных семей.
Технология включает в себя 3 этапа:
1. Организационно – диагностический этап включает информированность целевой группы, изучение ее проблем. Для определения уровня педагогической грамотности родителей проводится анкетирование, тестирование, индивидуальные беседы и др. В информационных целях составляются и распространяются брошюрки с описанием деятельности технологии.
На основе диагностической информации составляется тематический план работы, который в течение года может корректироваться и обновляться с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей.
2. Основной этап - проведение групповых занятий, направленных на решение основных задач программы с помощью следующих видов совместной деятельности:
1. Познавательно-игровое развитие.
2. Музыкальное развитие
3. Художественно-продуктивная деятельность
4. Физическое воспитание и развитие
5. Практическая часть (мастер - классы)
Занятия проводятся в группах численностью 5-6 пар, 1 раз в неделю. Главное условие – родитель должен не только присутствовать и наблюдать, но принимать самое активное участие в играх, в любой предлагаемой деятельности. Малыш будет чувствовать себя комфортно, защищенным, получая новую информацию, и усваивая ее при помощи взрослого.
Вся групповая работа основана на следующих принципах:
• Принцип системности и систематичности
Изложение методического материала по работе с детьми и их родителями носит систематизированный, структурированный характер, в форме групповых занятий. В основу систематизации материала положены идеи развития эмоциональных отношений взрослого и ребенка, развития личности малыша. Систематичность заданий и используемых игр предполагает наличие определенного порядка в подаче материала, повторяемости заданий и игр, использование их в определенной последовательности.
• Принцип личностного подхода
Развитие целостной личности как основная идея рассматривается в единстве и взаимосвязи с физическим и общим психическим развитием ребенка, что отражено в задачах и содержании программы. Воспитание опирается на естественный процесс саморазвития задатков и творческого потенциала личности ребенка, признание ценности личности, ее уникальности, права на уважение. Такое развитие личности маленького человека возможно только при создании позитивных эмоциональных отношений между всеми участниками педагогического процесса.
• Принцип взаимодействия ребенка с родителями при участии педагога
Раннее обучение и развитие во взаимодействии ребенка с родителем направлено на достижение двух целей:
- создание оптимальных условий для интеллектуального развития ребенка;
-создание оптимальных условий для социального и эмоционального развития ребенка и формирования у него таких свойств личности, как самостоятельность, уверенность в себе, активность, доброжелательное отношение к людям.
Главным и необходимым условием достижения этих целей являются отношения между матерью и ребенком. В современной модели взаимодействия «родитель-ребенок-педагог» маме отводится ведущая роль, ей принадлежит инициатива. Педагогу отводится роль консультанта, снабжающего родителя необходимыми сведениями и обучающего его некоторым специальным умениям, приемам взаимодействия с ребенком. Таким образом, педагог и родитель находятся на одном уровне партнерских отношений. Такая модель позволяет более эффективно решать поставленные задачи развития ребенка.
• Принцип этнопедагогического подхода.
Ребенок растет и развивается в конкретной социокультурной среде. Воспитание, на наш взгляд, невозможно без включения элементов народной культуры, включающую богатейший опыт обрядов и обычаев. В соответствии с этим в содержание программы входит фольклорный материал – потешки, песенки, шутки-прибаутки.
• Принцип деятельностного подхода.
Предметная деятельность и общение являются ведущими в раннем возрасте. Взаимодействие ребенка с взрослым по поводу предмета или игрушки невозможно без теплого эмоционального общения. Это реализуется в играх с сюжетными игрушками (куклами, машинками, зверюшками и т.д.), при пользовании простейшими шумящими и звуковыми музыкальными инструментами (маракасами, треугольниками, бубнами, металлофонами и пр.), на физкультурном занятии (мячами, обручами, лентами и т.д.), в занятиях продуктивными видами деятельности. В каждом занятии прослеживается взаимосвязь между различными видами деятельности.
• Онтогенетический принцип – является ведущим принципом построения при проведении занятий. Учитывается уровень двигательного, когнитивного, речевого и эмоционально-личностного развития ребенка, ведущий тип мотивации деятельности, поэтапность в формировании новых видов деятельности.
• Принцип ведущей роли семьи в воспитании ребенка.
Все занятия проводятся в присутствии родителей при их активном участии, что обусловлено особенностями детей раннего возраста. Большое внимание уделяется вовлечению родителей в совместную деятельность «Педагог-ребенок-родитель». Присутствие на занятии близкого человека повышает безопасность ребенка и снижает его тревожность, повышает активность малыша, создает комфортные условия для проведения совместной деятельности. В ходе занятий обращается внимание родителей на то, как и чем заниматься с ребенком, происходит знакомство родителей с возрастными нормами развития, с особенностями подхода и правильными способами взаимодействия с ребенком.
• Принцип вариативности – позволяет при формировании у ребенка одних и тех же понятий использовать разные игры и задания.
• Принцип постепенного усложнения заданий.
А) Поступенчатое усложнение заданий, например:
1-я ступень: сортировка предметов по какому-либо признаку;
2-я ступень: выбор предметов по данному признаку, ориентируясь на эталон или слово;
3-я ступень: использование знания этого признака в изобразительной и другой продуктивной деятельности;
Б) Постепенное усложнение за счет подбора более сложного для восприятия или практической деятельности игрового материала. Например, при сортировке по цвету вначале берутся контрастные цвета – желтый/красный (или контрастные по звучанию музыкальные инструменты- колокольчик/барабан), по мере усложнения – более близкие цвета –желтый/оранжевый (близкие по звучанию – колокольчик/треугольник).
В) Постепенное увеличение количества используемых объектов в игре за счет увеличения объема внимания, поля зрения и т.д.
Помимо практических навыков и умений взрослым будет предложена консультативная помощь, где специалисты (инструктор по труду, психолог, педиатр) поделятся с мамами теоретическими знаниями, необходимыми для воспитания, оздоровления и всестороннего развития ребенка.
Таким образом, можно сказать, что мамы, вместе с детьми в спокойной и позитивной атмосфере получают новые знания, стремятся к сохранению теплых эмоциональных отношений и к принятию малыша таким, какой он есть.
В каждом отдельном занятии чередуются несколько видов деятельности. Общее время занятия 50 – 60 минут.
3. Заключительный этап
На данном этапе осуществляется мониторинг эффективности и оценка результатов работы по программе посредством анализа количественных и качественных показателей: количество детей и родителей, охваченных работой технологии, посредством тестирования, комплексной диагностики, через сбор статистических данных.
Ожидаемые результаты.
• Развитие интеллектуальных и коммуникативных способностей, укрепление психофизического здоровья детей;
• Выявление индивидуальных особенностей и способностей ребенка, обучение навыкам конструктивного взаимодействия с малышом;
• Овладение необходимыми навыками и умениями по воспитанию, развитию и оздоровлению малыша, в результате посещения занятий.
Тематический план занятий технологии «Мама + малыш»
№ п/п Тема занятия
1 Зима в лесу.
2 Зимние забавы
3 Домашние животные.
4 Птичий двор.
5 Угадай, кто к нам пришел (животные леса).
6 Зайка.
7 Наши игрушки.
8 Мамы и детки.
9 Мамины помощники.
10 Солнышко, солнышко, выгляни в окошечко!
11 Посуда.
12 Кто во что одет?
13 У кого какая обувь?
14 Сказка «Маша и три медведя»
15 Юные художники.
16 Настольные игры.
17 Сенсорное развитие детей раннего возраста.
18 Путешествие в Страну здоровья. Встреча с педиатром.
19 Игры на развитие музыкальных способностей.
20 Лето красное идет!
21 Домашние птицы: курица и цыплята.
22 Домашние животные и их детеныши.
23 Изучаем цвета: желтый, красный.
24 Развитие мелкой моторики. Игры с крупами.
25 Развитие речи: артикуляционная гимнастика, пальчиковые игры.
26 Развитие речи. Чтение художественной литературы.
27 Физическое развитие: подвижные игры дома и на улице.
28 Изучаем цвета: синий, желтый, красный.
29 Изучаем фигуры: круг и квадрат.
30 Развитие мелкой моторики. Игры с прищепками.
31 Интеллектуальное развитие ребенка через игровую деятельность.
32 Театральная страничка. Пальчиковый театр.
33 Народный фольклор в развитии ребенка.
34 Осень. Развивающее занятие.
35 Осенний урожай.
36 Конструирование.
37 Здоровье малыша. Профилактика простудных заболеваний. Встреча с педиатром.
38 Стоит ли идти за Клинским? Встреча с психологом.
39 Здоровье малыша. Закаливание.
40 Развивающие игрушки из подручных материалов.
41 Фитнес на двоих.
42 Безопасность дома и на улице.
43 День матери. Веселые конкурсы и викторины для мам и малышей.
44 Театральная страничка. Кукольный театр.
45 Играть, играть и играть! (психолог).
46 Роль сказок в воспитании малыша.
47 Готовимся к Новому Году
48 Новогодний утренник.
Занятия по технологии «Мама + малыш» проводятся в изолированном помещении, чтобы работе группы ничто не мешало. В помещении для занятий предусмотрено место для игр, упражнений и свободного передвижения участников, их расположения по кругу и объединения в микрогруппы по 3-5 человек. Расположение участников по кругу позволяет всем хорошо слышать и видеть друг друга, давая тем самым возможность воспринимать широкий спектр невербальных проявлений.
Используемы методы:
Наглядный метод: просмотр видеофильмов, слайдов, презентаций;
Словесный метод: беседы с элементами диалога, обобщающих рассказов; сообщение дополнительного материала; рассматривание наглядного материала.
Практический метод: уроки-практикумы; тренинги.
Арт-терапевтические методы: игротерапия; сказкотерапия; музыкотерапия; куклотерапия; изотерапия; цветотерапия.
Работа в рамках технологии проводится в игровой форме, направленной на всестороннее развитие ребенка и повышение педагогической компетентности родителя. Занятия проходят с использованием таких форм работы, как анкетирование, наблюдение, информирование, консультирование, сюжетно-ролевая игра, работа в паре мамы и малыша, работа с использованием аудио- и видеозаписей, сказкотерапия.
Цели:
• Обеспечение психолого-педагогической поддержки семей, в том числе многодетных, и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования малолетних детей, а также охраны жизни и укрепления здоровья;
• всестороннее развитие детей раннего возраста.
Задачи:
• Познавательно-игровое, музыкальное развитие детей;
• Формирование у детей навыков художественно-продуктивной деятельности;
• Повышение педагогической грамотности родителей;
• Формирование знаний у родителей о физическом и психологическом развитии детей в раннем возрасте.
Целевая группа: дети от 0 до 3-х лет и их родители, состоящие на социальном обслуживании, в том числе из многодетных семей.
Технология включает в себя 3 этапа:
1. Организационно – диагностический этап включает информированность целевой группы, изучение ее проблем. Для определения уровня педагогической грамотности родителей проводится анкетирование, тестирование, индивидуальные беседы и др. В информационных целях составляются и распространяются брошюрки с описанием деятельности технологии.
На основе диагностической информации составляется тематический план работы, который в течение года может корректироваться и обновляться с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей.
2. Основной этап - проведение групповых занятий, направленных на решение основных задач программы с помощью следующих видов совместной деятельности:
1. Познавательно-игровое развитие.
2. Музыкальное развитие
3. Художественно-продуктивная деятельность
4. Физическое воспитание и развитие
5. Практическая часть (мастер - классы)
Занятия проводятся в группах численностью 5-6 пар, 1 раз в неделю. Главное условие – родитель должен не только присутствовать и наблюдать, но принимать самое активное участие в играх, в любой предлагаемой деятельности. Малыш будет чувствовать себя комфортно, защищенным, получая новую информацию, и усваивая ее при помощи взрослого.
Вся групповая работа основана на следующих принципах:
• Принцип системности и систематичности
Изложение методического материала по работе с детьми и их родителями носит систематизированный, структурированный характер, в форме групповых занятий. В основу систематизации материала положены идеи развития эмоциональных отношений взрослого и ребенка, развития личности малыша. Систематичность заданий и используемых игр предполагает наличие определенного порядка в подаче материала, повторяемости заданий и игр, использование их в определенной последовательности.
• Принцип личностного подхода
Развитие целостной личности как основная идея рассматривается в единстве и взаимосвязи с физическим и общим психическим развитием ребенка, что отражено в задачах и содержании программы. Воспитание опирается на естественный процесс саморазвития задатков и творческого потенциала личности ребенка, признание ценности личности, ее уникальности, права на уважение. Такое развитие личности маленького человека возможно только при создании позитивных эмоциональных отношений между всеми участниками педагогического процесса.
• Принцип взаимодействия ребенка с родителями при участии педагога
Раннее обучение и развитие во взаимодействии ребенка с родителем направлено на достижение двух целей:
- создание оптимальных условий для интеллектуального развития ребенка;
-создание оптимальных условий для социального и эмоционального развития ребенка и формирования у него таких свойств личности, как самостоятельность, уверенность в себе, активность, доброжелательное отношение к людям.
Главным и необходимым условием достижения этих целей являются отношения между матерью и ребенком. В современной модели взаимодействия «родитель-ребенок-педагог» маме отводится ведущая роль, ей принадлежит инициатива. Педагогу отводится роль консультанта, снабжающего родителя необходимыми сведениями и обучающего его некоторым специальным умениям, приемам взаимодействия с ребенком. Таким образом, педагог и родитель находятся на одном уровне партнерских отношений. Такая модель позволяет более эффективно решать поставленные задачи развития ребенка.
• Принцип этнопедагогического подхода.
Ребенок растет и развивается в конкретной социокультурной среде. Воспитание, на наш взгляд, невозможно без включения элементов народной культуры, включающую богатейший опыт обрядов и обычаев. В соответствии с этим в содержание программы входит фольклорный материал – потешки, песенки, шутки-прибаутки.
• Принцип деятельностного подхода.
Предметная деятельность и общение являются ведущими в раннем возрасте. Взаимодействие ребенка с взрослым по поводу предмета или игрушки невозможно без теплого эмоционального общения. Это реализуется в играх с сюжетными игрушками (куклами, машинками, зверюшками и т.д.), при пользовании простейшими шумящими и звуковыми музыкальными инструментами (маракасами, треугольниками, бубнами, металлофонами и пр.), на физкультурном занятии (мячами, обручами, лентами и т.д.), в занятиях продуктивными видами деятельности. В каждом занятии прослеживается взаимосвязь между различными видами деятельности.
• Онтогенетический принцип – является ведущим принципом построения при проведении занятий. Учитывается уровень двигательного, когнитивного, речевого и эмоционально-личностного развития ребенка, ведущий тип мотивации деятельности, поэтапность в формировании новых видов деятельности.
• Принцип ведущей роли семьи в воспитании ребенка.
Все занятия проводятся в присутствии родителей при их активном участии, что обусловлено особенностями детей раннего возраста. Большое внимание уделяется вовлечению родителей в совместную деятельность «Педагог-ребенок-родитель». Присутствие на занятии близкого человека повышает безопасность ребенка и снижает его тревожность, повышает активность малыша, создает комфортные условия для проведения совместной деятельности. В ходе занятий обращается внимание родителей на то, как и чем заниматься с ребенком, происходит знакомство родителей с возрастными нормами развития, с особенностями подхода и правильными способами взаимодействия с ребенком.
• Принцип вариативности – позволяет при формировании у ребенка одних и тех же понятий использовать разные игры и задания.
• Принцип постепенного усложнения заданий.
А) Поступенчатое усложнение заданий, например:
1-я ступень: сортировка предметов по какому-либо признаку;
2-я ступень: выбор предметов по данному признаку, ориентируясь на эталон или слово;
3-я ступень: использование знания этого признака в изобразительной и другой продуктивной деятельности;
Б) Постепенное усложнение за счет подбора более сложного для восприятия или практической деятельности игрового материала. Например, при сортировке по цвету вначале берутся контрастные цвета – желтый/красный (или контрастные по звучанию музыкальные инструменты- колокольчик/барабан), по мере усложнения – более близкие цвета –желтый/оранжевый (близкие по звучанию – колокольчик/треугольник).
В) Постепенное увеличение количества используемых объектов в игре за счет увеличения объема внимания, поля зрения и т.д.
Помимо практических навыков и умений взрослым будет предложена консультативная помощь, где специалисты (инструктор по труду, психолог, педиатр) поделятся с мамами теоретическими знаниями, необходимыми для воспитания, оздоровления и всестороннего развития ребенка.
Таким образом, можно сказать, что мамы, вместе с детьми в спокойной и позитивной атмосфере получают новые знания, стремятся к сохранению теплых эмоциональных отношений и к принятию малыша таким, какой он есть.
В каждом отдельном занятии чередуются несколько видов деятельности. Общее время занятия 50 – 60 минут.
3. Заключительный этап
На данном этапе осуществляется мониторинг эффективности и оценка результатов работы по программе посредством анализа количественных и качественных показателей: количество детей и родителей, охваченных работой технологии, посредством тестирования, комплексной диагностики, через сбор статистических данных.
Ожидаемые результаты.
• Развитие интеллектуальных и коммуникативных способностей, укрепление психофизического здоровья детей;
• Выявление индивидуальных особенностей и способностей ребенка, обучение навыкам конструктивного взаимодействия с малышом;
• Овладение необходимыми навыками и умениями по воспитанию, развитию и оздоровлению малыша, в результате посещения занятий.
Тематический план занятий технологии «Мама + малыш»
№ п/п Тема занятия
1 Зима в лесу.
2 Зимние забавы
3 Домашние животные.
4 Птичий двор.
5 Угадай, кто к нам пришел (животные леса).
6 Зайка.
7 Наши игрушки.
8 Мамы и детки.
9 Мамины помощники.
10 Солнышко, солнышко, выгляни в окошечко!
11 Посуда.
12 Кто во что одет?
13 У кого какая обувь?
14 Сказка «Маша и три медведя»
15 Юные художники.
16 Настольные игры.
17 Сенсорное развитие детей раннего возраста.
18 Путешествие в Страну здоровья. Встреча с педиатром.
19 Игры на развитие музыкальных способностей.
20 Лето красное идет!
21 Домашние птицы: курица и цыплята.
22 Домашние животные и их детеныши.
23 Изучаем цвета: желтый, красный.
24 Развитие мелкой моторики. Игры с крупами.
25 Развитие речи: артикуляционная гимнастика, пальчиковые игры.
26 Развитие речи. Чтение художественной литературы.
27 Физическое развитие: подвижные игры дома и на улице.
28 Изучаем цвета: синий, желтый, красный.
29 Изучаем фигуры: круг и квадрат.
30 Развитие мелкой моторики. Игры с прищепками.
31 Интеллектуальное развитие ребенка через игровую деятельность.
32 Театральная страничка. Пальчиковый театр.
33 Народный фольклор в развитии ребенка.
34 Осень. Развивающее занятие.
35 Осенний урожай.
36 Конструирование.
37 Здоровье малыша. Профилактика простудных заболеваний. Встреча с педиатром.
38 Стоит ли идти за Клинским? Встреча с психологом.
39 Здоровье малыша. Закаливание.
40 Развивающие игрушки из подручных материалов.
41 Фитнес на двоих.
42 Безопасность дома и на улице.
43 День матери. Веселые конкурсы и викторины для мам и малышей.
44 Театральная страничка. Кукольный театр.
45 Играть, играть и играть! (психолог).
46 Роль сказок в воспитании малыша.
47 Готовимся к Новому Году
48 Новогодний утренник.
Занятия по технологии «Мама + малыш» проводятся в изолированном помещении, чтобы работе группы ничто не мешало. В помещении для занятий предусмотрено место для игр, упражнений и свободного передвижения участников, их расположения по кругу и объединения в микрогруппы по 3-5 человек. Расположение участников по кругу позволяет всем хорошо слышать и видеть друг друга, давая тем самым возможность воспринимать широкий спектр невербальных проявлений.
Используемы методы:
Наглядный метод: просмотр видеофильмов, слайдов, презентаций;
Словесный метод: беседы с элементами диалога, обобщающих рассказов; сообщение дополнительного материала; рассматривание наглядного материала.
Практический метод: уроки-практикумы; тренинги.
Арт-терапевтические методы: игротерапия; сказкотерапия; музыкотерапия; куклотерапия; изотерапия; цветотерапия.
Проблемы, которые решает практика
Вот уже около 20 лет в Нижнекамском муниципальном районе успешно функционирует Центр социальной помощи семье и детям «Веста», который прочно занимает ведущую роль в Нижнекамском муниципальном районе по работе с семьями и несовершеннолетними, нуждающимися в социальном обслуживании, включая социальное сопровождение, а также семей, находящимися в социально опасном положении.
Центр «Веста» - это многопрофильное учреждение, способное предоставлять разнообразные по формам и видам услуги, включая социально-педагогические, социально-психологические, социально-медицинские, социально-правовые, социально-трудовые и срочные социальные услуги.
При постановке семьи на социальное обслуживание, как правило, без внимания остаются дети до 3-х лет, которые еще не организованы и находятся дома с мамами. Именно на нее обычно возложена обязанность дать своему малышу первичные элементарные знания. Мама же малыша, занятая бытовыми проблемами, не находит достаточного времени на обучение и развитие своего ребенка. Главная ее цель - приготовить еду и накормить ребенка, погулять с ним и уложить его спать. А ведь с малых лет именно родители закладывают в ребенке то, что потом из него вырастет. И нет ничего хорошего в его жизни не будет, если ребенок не получил в детстве любви и ласки, поддержку и помощь.
С целью выявления нуждаемости детей такого возраста в социальном обслуживании было проведено анкетирование среди их родителей - получателей социальных услуг. В результате тестирования выяснилось, что большинство семей, обратившихся в Центр «Веста», в том числе и многодетных, не имеют достаточно представления о закономерностях психического развития ребенка, не владеют даже самыми элементарными знаниями и умениями в области воспитания и обучения своих малышей. Основные причины этого – низкий уровень педагогической грамотности родителей, отсутствие необходимых знаний об особенностях развития и воспитания самых маленьких, непонимание их потребностей в ранний период жизни. Для решения этих и других задач разработана технология – Клуб раннего развития «Мама + малыш».
Центр «Веста» - это многопрофильное учреждение, способное предоставлять разнообразные по формам и видам услуги, включая социально-педагогические, социально-психологические, социально-медицинские, социально-правовые, социально-трудовые и срочные социальные услуги.
При постановке семьи на социальное обслуживание, как правило, без внимания остаются дети до 3-х лет, которые еще не организованы и находятся дома с мамами. Именно на нее обычно возложена обязанность дать своему малышу первичные элементарные знания. Мама же малыша, занятая бытовыми проблемами, не находит достаточного времени на обучение и развитие своего ребенка. Главная ее цель - приготовить еду и накормить ребенка, погулять с ним и уложить его спать. А ведь с малых лет именно родители закладывают в ребенке то, что потом из него вырастет. И нет ничего хорошего в его жизни не будет, если ребенок не получил в детстве любви и ласки, поддержку и помощь.
С целью выявления нуждаемости детей такого возраста в социальном обслуживании было проведено анкетирование среди их родителей - получателей социальных услуг. В результате тестирования выяснилось, что большинство семей, обратившихся в Центр «Веста», в том числе и многодетных, не имеют достаточно представления о закономерностях психического развития ребенка, не владеют даже самыми элементарными знаниями и умениями в области воспитания и обучения своих малышей. Основные причины этого – низкий уровень педагогической грамотности родителей, отсутствие необходимых знаний об особенностях развития и воспитания самых маленьких, непонимание их потребностей в ранний период жизни. Для решения этих и других задач разработана технология – Клуб раннего развития «Мама + малыш».
Количественно-качественные показатели применения практики
За 2018-2020гг. работой по технологии "Мама + малыш" охвачено 289 семей с детьми от 0 до 3-х лет, в том числе и многодетных:
сформированы навыки психолого-педагогической культуры воспитания детей раннего возраста в семьях, находящихся на социальном обслуживании, в том числе многодетных (100% охват целевой группы родителей);
проинформированы по правовым вопросам об ответственности по воспитанию и содержанию несовершеннолетних детей (100 % охват целевой группы взрослых членов семей);
сформированы навыки конструктивного взаимодействия между членами семьи, находящейся на социальном обслуживании, в том числе многодетных.
развит интерес к познавательно-игровой и музыкальной деятельности (97% детей раннего возраста);
сформированы навыки художественно-продуктивной деятельности (94% детей раннего возраста);
снижен уровень тревожности родителей на 70%, малышей на 80%;
уровень педагогической компетентности родителей повысился на 65%; включенность в воспитательный процесс на 75%;
коммуникативные навыки малышей повысился на 70%, интеллектуальный уровень на 60%.
Эта программа призвана стимулировать развитие детей в первые годы их жизни.
Педагог рассказывает родителям об особенностях восприятия и развития детей в этом возрасте, показывает эффективные упражнения и приемы, которые мамы впоследствии применяют дома. Родители малыша повышают свои педагогические знания и реализуют полученные умения в вопросах воспитания и обучения ребенка раннего возраста.
Благодаря тому, что занятия проходят в игровой форме и построены по принципу «от простого к сложному», малыши постепенно, без лишней физической и психической нагрузки, осваивают окружающий мир в его многообразии цветов, форм, звуков. Малыши овладевают коммуникативной деятельностью, элементарными общепринятыми нормами и правилами поведения в социуме, элементарной трудовой деятельностью. Развивается воображение и творческая активность, формируются первичные представления о себе, других людях, объектах окружающего мира. Малыши постепенно овладевают речью, как средством общения, обогащают свой словарный запас, овладевают элементарными нормами и правилами здорового образа жизни.
Дети, которые посещают занятия нашего центра в течение года, получают полноценное и всестороннее развитие в соответствии с возрастом. В дальнейшем таким малышам легче адаптироваться в детскому саду и школе. Они легко идут на контакт с другими детьми и не боятся педагогов.
сформированы навыки психолого-педагогической культуры воспитания детей раннего возраста в семьях, находящихся на социальном обслуживании, в том числе многодетных (100% охват целевой группы родителей);
проинформированы по правовым вопросам об ответственности по воспитанию и содержанию несовершеннолетних детей (100 % охват целевой группы взрослых членов семей);
сформированы навыки конструктивного взаимодействия между членами семьи, находящейся на социальном обслуживании, в том числе многодетных.
развит интерес к познавательно-игровой и музыкальной деятельности (97% детей раннего возраста);
сформированы навыки художественно-продуктивной деятельности (94% детей раннего возраста);
снижен уровень тревожности родителей на 70%, малышей на 80%;
уровень педагогической компетентности родителей повысился на 65%; включенность в воспитательный процесс на 75%;
коммуникативные навыки малышей повысился на 70%, интеллектуальный уровень на 60%.
Эта программа призвана стимулировать развитие детей в первые годы их жизни.
Педагог рассказывает родителям об особенностях восприятия и развития детей в этом возрасте, показывает эффективные упражнения и приемы, которые мамы впоследствии применяют дома. Родители малыша повышают свои педагогические знания и реализуют полученные умения в вопросах воспитания и обучения ребенка раннего возраста.
Благодаря тому, что занятия проходят в игровой форме и построены по принципу «от простого к сложному», малыши постепенно, без лишней физической и психической нагрузки, осваивают окружающий мир в его многообразии цветов, форм, звуков. Малыши овладевают коммуникативной деятельностью, элементарными общепринятыми нормами и правилами поведения в социуме, элементарной трудовой деятельностью. Развивается воображение и творческая активность, формируются первичные представления о себе, других людях, объектах окружающего мира. Малыши постепенно овладевают речью, как средством общения, обогащают свой словарный запас, овладевают элементарными нормами и правилами здорового образа жизни.
Дети, которые посещают занятия нашего центра в течение года, получают полноценное и всестороннее развитие в соответствии с возрастом. В дальнейшем таким малышам легче адаптироваться в детскому саду и школе. Они легко идут на контакт с другими детьми и не боятся педагогов.
Социальная значимость практики (влияние практики на улучшение качества жизни детей и семей с детьми)
Реализуется технология за счет собственных материально-технических ресурсов: здание с помещениями, предназначенными для работы с семьями, для проведения массовых мероприятий, по площади соответствующее СанПиНу: имеются актовый зал, сенсорная комната, комната для индивидуальных и групповых занятий, кабинеты специалистов. Также в наличии имеются компьютеры, принтеры, фотоаппарат, видеокамера.
Информационные ресурсы: разработка и распространение печатных изданий (буклеты), привлечение муниципальных и республиканских СМИ к освещению мероприятий в рамках реализации программы.
Кадровое обеспечение: основной персонал - психологи, социальные педагоги, специалисты по социальной работе. Все сотрудники имеют высшее образование, стаж работы в отрасли, опыт работы с разными категориями семей.
Семьи сталкиваются с многочисленными проблемами, трудностями, существенно влияющими на развитие и воспитание детей. В ходе занятий социальные педагоги и психологи центра повышают родительскую компетентность в воспитании детей, способствуют формированию навыков правильного поведения и выстраиванию доброжелательных взаимоотношений со своими детьми.
Благодаря совместной работе родителей и детей развивается культура семейных взаимоотношений, формируются семейные духовно-нравственные ценности. Меняется общение родителей и детей, взрослые пытаются сменить наказания и угрозы на приучение и диалог. Активизируется потребность родителей в совместной деятельности с детьми, а также потребность в изучении специальной литературы.
Благодаря работе технологии «Мама + малыш» происходит повышение роли родителей в стимулировании развития и воспитания ребенка; создание благоприятной, развивающей среды обитания ребенка дома; выявление уникальности ребенка; создание целесообразной системы воспитания ребенка с учетом его своеобразия; минимизация рисков, возникающих в семье под воздействием различных факторов, существенно влияющих на развитие и воспитание ребенка; содействие в преодолении родителями, возникающих (возникших) проблем, трудностей в жизненных ситуациях; повышение воспитательного потенциала родителей и его целесообразного проявления в развитии и воспитании своего ребенка.
Информационные ресурсы: разработка и распространение печатных изданий (буклеты), привлечение муниципальных и республиканских СМИ к освещению мероприятий в рамках реализации программы.
Кадровое обеспечение: основной персонал - психологи, социальные педагоги, специалисты по социальной работе. Все сотрудники имеют высшее образование, стаж работы в отрасли, опыт работы с разными категориями семей.
Семьи сталкиваются с многочисленными проблемами, трудностями, существенно влияющими на развитие и воспитание детей. В ходе занятий социальные педагоги и психологи центра повышают родительскую компетентность в воспитании детей, способствуют формированию навыков правильного поведения и выстраиванию доброжелательных взаимоотношений со своими детьми.
Благодаря совместной работе родителей и детей развивается культура семейных взаимоотношений, формируются семейные духовно-нравственные ценности. Меняется общение родителей и детей, взрослые пытаются сменить наказания и угрозы на приучение и диалог. Активизируется потребность родителей в совместной деятельности с детьми, а также потребность в изучении специальной литературы.
Благодаря работе технологии «Мама + малыш» происходит повышение роли родителей в стимулировании развития и воспитания ребенка; создание благоприятной, развивающей среды обитания ребенка дома; выявление уникальности ребенка; создание целесообразной системы воспитания ребенка с учетом его своеобразия; минимизация рисков, возникающих в семье под воздействием различных факторов, существенно влияющих на развитие и воспитание ребенка; содействие в преодолении родителями, возникающих (возникших) проблем, трудностей в жизненных ситуациях; повышение воспитательного потенциала родителей и его целесообразного проявления в развитии и воспитании своего ребенка.