БУ Ханты-Мансийского автономного округа — Югры «Мегионский комплексный центр социального обслуживания населения»
Программа оказания ранней помощи детям с ограниченными возможностями здоровья "Первые шаги к успеху"
География реализации: Ханты-Мансийский автономный округ — Югра, г. Мегион
Номинация: "Нежный возраст"
Дата старта: 2019-01-25
Статус: постоянная, действующая
Сайт организации: http://gar86.tmweb.ru/
Телефон: +7 (346) 432-00-72
Описание
Предлагаемая программа оказания ранней помощи детям с ограниченными возможностями здоровья «Первые шаги к успеху» включает социально-психологическое, социально-педагогическое направление с применением инновационных подходов и использованием интерактивных технологий, «ЛЕКОТЕКА», использованию методов арт-терапии (театротерапия, сказкотерапия, кляксотерапия, каплятерапия) и песочной терапии. Особое внимание уделяется онлайн-консультированию, в рамках применения технологии «Помогающий специалист», в которой координирующим лицом является специалист по комплексной реабилитации. Применение данных подходов также позволит адаптировать ребенка в естественных жизненных ситуациях, улучшить качество взаимодействия и отношений ребенка с родителями, интегрировать детей в общество (среда сверстников), повысить компетентность родителей в вопросах развития и воспитания ребенка, расширить социальные контакты ребенка и семьи.
Проблемы, которые решает практика
Примерно 25 % детей, поступающих в дошкольное учреждение, имеют сенсорный голод, у детей снижены показатели процессов восприятия, речи, недостаточно развита мелкая моторика. Проблема социально-психологического развития ребенка с особенностями развития, воспитывающегося в условиях семьи и не посещающего детский сад, является достаточно актуальной. Существует значительная группа детей, которые из-за отсутствия у них опыта пребывания в дошкольном образовательном учреждении, испытывают в дальнейшем трудности социализации. Дети данной категории нуждаются в особом индивидуально-ориентированном подходе, включающем поддержку их личностного развития, оптимизацию родительско-детского взаимодействия, создание развивающей среды.
В последнее время увеличилось число обращений родителей, которые после рождения ребенка с нарушениями в развитии теряются, они не знают что делать, им самим нужна помощь в повышении родительских компетенций.
Количественно-качественные показатели применения практики
Несовершеннолетние от 0 до 3-х лет:
- улучшены познавательные и когнитивные процессы (внимание, память, мышление, речь, воображение) - 100 % участников программы;
- сформированы базовые умения и навыки в соответствии с возрастом - 100 % участников программы;
- улучшилось произношение отдельных звуков и слов - 100 % участников программы;
- улучшилась импрессивная и экспрессивная речь - 93 % участников программы;
- улучшились показатели мелкой и крупной моторики - 97 % участников программы
Родители (законные представители):
- активно включены в коррекционно-развивающий процесс - 100% участников программы;
- улучшение психо-эмоционального состояния - 100 % участников программы;
- удовлетворены ролью родителя, воспитывающего ребенка с особенностями - 100 % участников программы;
- применяют полученные рекомендации в постреабилитационный период - 100 % участников программы.
Сформировано единое партнёрское сообщество «Семья-Ребёнок-Специалист» в 100% случаев участников программы.
На каждого ребенка разрабатывается индивидуальный план реабилитационных мероприятий, который включает в себя диагностический инструментарий (первичная, промежуточная и итоговая диагностика), план коррекционно-реабилитационных мероприятий, рекомендации родителям в постреабилитационный период.
Родители (законные представители) проходят анкетирование «Удовлетворенность качеством оказания социальных услуг в организациях социального обслуживания (государственных, негосударственных)»
Социальная значимость практики (влияние практики на улучшение качества жизни детей и семей с детьми)
За период реализации программных мероприятий организовано эффективное психолого-педагогическое сопровождение семей, имеющих детей раннего возраста с особенностями развития, значительно повысился уровень педагогических компетенций родителей, осуществляющих развивающий уход за детьми раннего возраста с проблемами развития в домашних условиях. В семьях сложилась и поддерживается благоприятная внутрисемейная обстановка, родители постоянно получают психолого-педагогическую поддержку, наблюдается снижение психоэмоциональной напряженности всех членов семьи.