БУСО Вологодской области «Территориальный центр социальной помощи семье и детям»
Дистанционный лекторий "Факультет родительских наук"
Регион: Вологодская область
География реализации: 64 населенных пункта из 25 районов Вологодской области.Города; Вологда, Бабаево, Белозерск, Великий Устюг, Вытегра, Грязовец
Номинация: "Открытый портал"
Дата старта: 2019-09-03
Статус: постоянная, действующая
Email: fakultet35@mail.ru
Сайт организации:
https://родителям35.рф/
Телефон: +7 (921) 149-49-75
Социальные сети:
https://vk.com/club202486859
Описание
Социальная практика «Дистанционный лекторий «Факультет родительских наук» направлена на оказание онлайн-помощи просветительского и консультационного характера родителям, испытывающим трудности в воспитании детей и специалистам, работающим с семьей и детьми по вопросам формирования ответственного родительства и повышения родительских компетенций. Практика прежде всего ориентирована на оказание помощи семьи с детьми, проживающим в отдаленных муниципальных районах Вологодской области.
Социальная практика апробирована в 2019-2020 году в рамках реализации регионального комплекса мер, направленного на развитие региональной системы обеспечения безопасного детства в Вологодской области, «На защите детства», реализованного в Вологодской области при софинансировании Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. В рамках мероприятия «Кафедра родительских наук» для родителей, проживающих в отдаленных районах области, был организован цикл вебинаров по психолого-педагогическим технологиям продуктивного взаимодействия с детьми и способам решения проблем детско-родительских отношений.
В 2021 году социальная практика реализуется БУ СО ВО «Территориальный центр социальной помощи семье и детям» на всей территории Вологодской области при поддержке Департамента социальной защиты населения области и Благотворительного фонда «Дорога к дому» компании «Северсталь».
Социальная практика реализуется посредством: организации дистанционных лекториев, дистанционных консультаций родителей узкопрофильными специалистами (медицинский психолог, врач-психиатр, врач-нарколог); создания электронного ресурса «Факультет родительских наук» (https://родителям35.рф/); разработки серии памяток «В помощь родителям», «В помощь специалисту по работе с семьей»; размещения социальной рекламы на тему «Ответственное родительство».
Для дистанционного лектория «Факультет родительских наук», разработана программа занятий, включающая 6 тематических блоков, 22 темы. В течение учебного года занятия проводятся еженедельно в вечернее время, информирование родителей о тематике и расписании занятий осуществляется через сообщество «Факультет родительских наук» в социальной сети «Вконтакте» https://vk.com/club202486859, а также через координаторов в организациях социального обслуживания, учреждениях образования области.
Социальная практика апробирована в 2019-2020 году в рамках реализации регионального комплекса мер, направленного на развитие региональной системы обеспечения безопасного детства в Вологодской области, «На защите детства», реализованного в Вологодской области при софинансировании Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. В рамках мероприятия «Кафедра родительских наук» для родителей, проживающих в отдаленных районах области, был организован цикл вебинаров по психолого-педагогическим технологиям продуктивного взаимодействия с детьми и способам решения проблем детско-родительских отношений.
В 2021 году социальная практика реализуется БУ СО ВО «Территориальный центр социальной помощи семье и детям» на всей территории Вологодской области при поддержке Департамента социальной защиты населения области и Благотворительного фонда «Дорога к дому» компании «Северсталь».
Социальная практика реализуется посредством: организации дистанционных лекториев, дистанционных консультаций родителей узкопрофильными специалистами (медицинский психолог, врач-психиатр, врач-нарколог); создания электронного ресурса «Факультет родительских наук» (https://родителям35.рф/); разработки серии памяток «В помощь родителям», «В помощь специалисту по работе с семьей»; размещения социальной рекламы на тему «Ответственное родительство».
Для дистанционного лектория «Факультет родительских наук», разработана программа занятий, включающая 6 тематических блоков, 22 темы. В течение учебного года занятия проводятся еженедельно в вечернее время, информирование родителей о тематике и расписании занятий осуществляется через сообщество «Факультет родительских наук» в социальной сети «Вконтакте» https://vk.com/club202486859, а также через координаторов в организациях социального обслуживания, учреждениях образования области.
Проблемы, которые решает практика
Актуальность и социальная значимость практики обусловлена тем, что в Вологодской области 30% семей с детьми (около 60 тысяч) проживают на периферии области (в т.ч. 10 тыс. многодетных семей), где недостаточная доступность качественной профессиональной помощи в преодолении трудностей в воспитании детей. Кроме того, зачастую наблюдается недостаточная родительская компетентность по вопросам воспитания и развития детей, часто в семьях низкий материальный уровень, большое количество многодетных и неполных семей, ведущих асоциальный образ жизни. Основные трудности, возникающие в семьях: непонимание между родителями и детьми, внутрисемейные проблемы, разводы и повторные браки, возрастные кризисы, девиантное поведение детей, уходы из дома и пр. В семье создаются неблагоприятные для детей ситуации, которые родители не умеют, либо не хотят решать и стремятся поместить ребенка в государственное учреждение, переложив на него задачу воспитания трудного подростка. При возникновении трудностей в воспитании детей семьям требуется помощь специалистов, которую им трудно получить по месту жительства, особенно в условиях ограничительных мероприятий, связанных с распространением коронавирусной инфекции. Возможность получения родителями помощи, не выходя из дома, в онлайн формате помогает предотвратить неблагоприятные ситуации в семьях с детьми, проживающих в отдаленных районах области.
Количественно-качественные показатели применения практики
В 2019 году проведено 5 вебинаров, охвачено 208 родителей из 12 муниципальных районов Вологодской области.
В 2020 году проведено 8 вебинаров, охвачено 230 родителей из 19 муниципальных районов области.
В 2021 году:
Проведено 13 вебинаров, охвачено 641 человек, в т.ч. 421 родитель, 220 специалистов из 25 районов Вологодской области.
Количество родителей, получивших консультации узких специалистов – 91.
Проведено индивидуальных консультаций узкопрофильными специалистами – 103.
Подготовлены методические материалы для специалистов – 10 буклетов.
Разработаны памятки для родителей – 20 буклетов.
Создан сайт «Факультет родительских наук», на котором размещено более 200 материалов, просмотров 3560;
Размещена визуально-графическая социальная реклама на тему «Ответственное родительство».
В 2020 году проведено 8 вебинаров, охвачено 230 родителей из 19 муниципальных районов области.
В 2021 году:
Проведено 13 вебинаров, охвачено 641 человек, в т.ч. 421 родитель, 220 специалистов из 25 районов Вологодской области.
Количество родителей, получивших консультации узких специалистов – 91.
Проведено индивидуальных консультаций узкопрофильными специалистами – 103.
Подготовлены методические материалы для специалистов – 10 буклетов.
Разработаны памятки для родителей – 20 буклетов.
Создан сайт «Факультет родительских наук», на котором размещено более 200 материалов, просмотров 3560;
Размещена визуально-графическая социальная реклама на тему «Ответственное родительство».
Социальная значимость практики (влияние практики на улучшение качества жизни детей и семей с детьми)
показателем качественных результатов являются позитивные изменения, происходящие с родителями, т.е. повышение уровня родительской компетентности, снижение психоэмоционального напряжения. Способ измерения качественных результатов: онлайн анкетирование – получение обратной связи посредством заполнения анкеты в гугл-форме. 100% родителей отмечают, что в дистанционном лектории получили новые знания, которые помогают им лучше понимать поведение ребенка, 98% родителей считают, у них повысилась родительская компетентность, улучшились отношения с детьми. 87% родителей отмечают снижение эмоционального напряжения, т.к. полученная информация помогает им построить отношения с ребенком. Характерный отзыв родителей: «Всегда думала, что воспитывать детей это трудно, непонятно, непредсказуемо, постоянно чувствуешь свою вину за то, что что-то не так сделал, не то сказал, этого не дал своему ребенку. Но когда слушаешь вебинар, то все разложено по полочкам, все применимо, очень понятно и творчески радостно. Спасибо за поддержку!»
Данная социальная практика имеет высокую экономическую эффективность с точки зрения получателя социальных услуг, т.к. не требует от семьи материальных затрат на получение помощи (бесплатное участие в лектории, бесплатные консультации, отсутствие транспортных расходов на поездку в областной центр), временных затрат (семьи получают профессиональную помощь прямо на дому, т.е. им не требуется время на сбор документов, поездку, ожидание).
С точки зрения организации социального обслуживания данная практика также дает экономический эффект, т.к. позволяет в ходе дистанционного лектория одномоментно оказывать помощь просветительского характера большому количеству родителей, которые могут использовать полученные знания для самостоятельного преодоления трудностей в воспитании детей. Кроме того, специалисты, прошедшие обучение в лектории, в дальнейшем смогут оказывать помощь семьям по вопросам воспитания детей, повышения родительских компетенций.
Данная социальная практика имеет высокую экономическую эффективность с точки зрения получателя социальных услуг, т.к. не требует от семьи материальных затрат на получение помощи (бесплатное участие в лектории, бесплатные консультации, отсутствие транспортных расходов на поездку в областной центр), временных затрат (семьи получают профессиональную помощь прямо на дому, т.е. им не требуется время на сбор документов, поездку, ожидание).
С точки зрения организации социального обслуживания данная практика также дает экономический эффект, т.к. позволяет в ходе дистанционного лектория одномоментно оказывать помощь просветительского характера большому количеству родителей, которые могут использовать полученные знания для самостоятельного преодоления трудностей в воспитании детей. Кроме того, специалисты, прошедшие обучение в лектории, в дальнейшем смогут оказывать помощь семьям по вопросам воспитания детей, повышения родительских компетенций.