ГБУ Калужской области «Боровский центр социальной помощи семье и детям "Гармония"»
Организация занятости детей из многодетных семей в пространстве места жительства, максимально приближенного к семьям
Регион: Калужская область
География реализации: Калужская область Боровский район
Номинация: "Время детства"
Дата старта: 1992-02-15
Статус: постоянная, действующая
Описание
Экономическое и социальное благополучие многодетных семей напрямую зависит от внимания государства к их проблемам. В Боровском районе проживает 969 многодетных семей, в них воспитывается 3 249 несовершеннолетних ребенка, Для поддержки семей, попавших в трудную жизненную ситуацию в 1992 году был создан и ведет свою деятельность государственное бюджетное учреждение Калужской области «Боровский центр социальной помощи семье и детям «Гармония». Одной из основных задач Центра «Гармония» является максимальное доведение социальных услуг до населения. Решение этой задачи достигается наличием в городах Боровск, Балабаново, Ермолино филиалов с отделениями, детскими, подростковыми и семейными клубами по месту жительства. Работе с многодетными семьями в Центре Гармония уделяется особое внимание, им оказывается психологическая, педагогическая, социальная, продуктовая, консультативная помощь.
В клубах по месту жительства проводится разноплановая программа организации досуга и времяпрепровождения детей, в том числе для детей из многодетных семей на время занятости родителей.
Дети школьного возраста после окончания уроков самостоятельно или под присмотром социального педагога приходят клубы. Социальные педагоги помогают выполнить домашние задания, проводятся беседы, игровые и праздничные программы. Дети из семей, прибывших из ближнего зарубежья, адаптируются в языковой и культурной среде. Педагоги дополнительного образования проводят игровые, музыкальные и арт-терапевтические занятия. Педагоги-психологи проводят индивидуальную диагностику, индивидуальную и групповую коррекцию. Большое значение уделяется развитию социально-бытовых навыков, повышению общего уровня культуры, духовно-нравственного и патриотического воспитания, социальной адаптации, навыкам здорового образа жизни.
Для детей дошкольного возраста проводятся групповые развивающие занятия, направленные на социализацию детей в среде сверстников, формирование навыков индивидуальной и групповой работы, развитие памяти, мышления, внимания, мелкой и крупной моторики, творческих способностей.
Дети подросткового возраста включаются в занятия в группы по формированию личности. Психологи проводят групповые и индивидуальные занятия направленные на выработку позитивного мышления, навыков бесконфликтного общения, устойчивости к асоциальному поведению, повышения мотивации к реализации личностных планов.
Действует программа дополнительного образования «Школа вожатых», на которой подростки знакомятся с основами возрастной психологии и педагогики, организации коллективных творческих дел и трудоустраиваются в летние лагеря дневного пребывания.
Особое значение уделяется работе волонтеров. В каждом филиале созданы волонтёрские отряды, которые активно участвуют в проведении мероприятий Центра «Гармония», в также вместе с педагогами принимают участие в городских праздниках, игровых и спортивных программах, мастер-классах.
В летний период время кратковременного пребывания увеличивается до шести часов с предоставлением двухразового горячего питания. Разрабатывается программа летней детской оздоровительной площадки, включающей разнообразные развивающие программы, экскурсии, спортивные мероприятия.
В клубах по месту жительства проводится разноплановая программа организации досуга и времяпрепровождения детей, в том числе для детей из многодетных семей на время занятости родителей.
Дети школьного возраста после окончания уроков самостоятельно или под присмотром социального педагога приходят клубы. Социальные педагоги помогают выполнить домашние задания, проводятся беседы, игровые и праздничные программы. Дети из семей, прибывших из ближнего зарубежья, адаптируются в языковой и культурной среде. Педагоги дополнительного образования проводят игровые, музыкальные и арт-терапевтические занятия. Педагоги-психологи проводят индивидуальную диагностику, индивидуальную и групповую коррекцию. Большое значение уделяется развитию социально-бытовых навыков, повышению общего уровня культуры, духовно-нравственного и патриотического воспитания, социальной адаптации, навыкам здорового образа жизни.
Для детей дошкольного возраста проводятся групповые развивающие занятия, направленные на социализацию детей в среде сверстников, формирование навыков индивидуальной и групповой работы, развитие памяти, мышления, внимания, мелкой и крупной моторики, творческих способностей.
Дети подросткового возраста включаются в занятия в группы по формированию личности. Психологи проводят групповые и индивидуальные занятия направленные на выработку позитивного мышления, навыков бесконфликтного общения, устойчивости к асоциальному поведению, повышения мотивации к реализации личностных планов.
Действует программа дополнительного образования «Школа вожатых», на которой подростки знакомятся с основами возрастной психологии и педагогики, организации коллективных творческих дел и трудоустраиваются в летние лагеря дневного пребывания.
Особое значение уделяется работе волонтеров. В каждом филиале созданы волонтёрские отряды, которые активно участвуют в проведении мероприятий Центра «Гармония», в также вместе с педагогами принимают участие в городских праздниках, игровых и спортивных программах, мастер-классах.
В летний период время кратковременного пребывания увеличивается до шести часов с предоставлением двухразового горячего питания. Разрабатывается программа летней детской оздоровительной площадки, включающей разнообразные развивающие программы, экскурсии, спортивные мероприятия.
Проблемы, которые решает практика
Безнадзорность несовершеннолетних на период занятости родителей, повышающая риски проявления девиантного и делинквентного поведения.
Низкий уровень интеграции детей из многодетных семей, приехавших из ближнего зарубежья.
Отсутствие возможности многодетных родителей решать жизненно важные семейные, профессиональные или личные задачи.
Низкий уровень интеграции детей из многодетных семей, приехавших из ближнего зарубежья.
Отсутствие возможности многодетных родителей решать жизненно важные семейные, профессиональные или личные задачи.
Количественно-качественные показатели применения практики
В ГБУ КО «Боровский ЦСПСД «Гармония» стоит на учете 264 многодетных семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в них воспитывается 1048 несовершеннолетних детей. Семьи получают различные виды социальных услуг.
70 детей из многодетных семей в возрасте от 3 до 17 лет регулярно посещают различные мероприятия в клубах по месту жительства.
Реализация данной практики позволила:
снизить уровень безнадзорности, преступности среди несовершеннолетних,
повысить успеваемость детей в школе, мотивацию к обучению,
родители смогли более эффективно решать социально-бытовые проблемы семьи,
снизились риски межнациональной, межличностных и внутрисемейных конфликтов,
повысилась социальная адаптация детей.
70 детей из многодетных семей в возрасте от 3 до 17 лет регулярно посещают различные мероприятия в клубах по месту жительства.
Реализация данной практики позволила:
снизить уровень безнадзорности, преступности среди несовершеннолетних,
повысить успеваемость детей в школе, мотивацию к обучению,
родители смогли более эффективно решать социально-бытовые проблемы семьи,
снизились риски межнациональной, межличностных и внутрисемейных конфликтов,
повысилась социальная адаптация детей.
Социальная значимость практики (влияние практики на улучшение качества жизни детей и семей с детьми)
Практика дает возможность улучшить социально-психологический климат в семьях. Часть родителей смогли найти постоянную работу и повысили уровень материального благополучия семей.