Муниципальное казенное учреждение города Новосибирска «Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, «Теплый дом» (МКУ Центр «Теплый дом»)
Безопасность детства
Регион: Новосибирская область
География реализации: город Новосибирск
Дата старта: 2021-09-15
Статус: постоянная, действующая
Сайт организации: https://teplyidom.edusite.ru/
Телефон: 89133976568
Социальные сети: https://vk.com/warm_house_nsk
Описание
Цель практики – формирование у младших школьников основ культуры безопасности, способности самостоятельно и безопасно действовать в повседневной жизни, неординарных и опасных ситуациях.
Задачи практики:
1. Обеспечить овладения младшими школьниками основными культурными способами безопасного осуществления различных видов деятельности, умениями, навыками, компетенциями, необходимыми для определения тактики безопасного поведения в различных ситуациях, способностью выбирать себе род занятий с учетом соблюдения норм безопасного поведения.
2. Расширить у младших школьников представления о своих правах и обязанностях, семейных взаимоотношениях, опасных ситуациях, причинах их возникновения в быту, социуме, природе, современной информационной среде.
3. Развить у младших школьников мотивацию к безопасной деятельности, способности осуществлять саморегуляцию, оценивать свою деятельность с точки зрения ее безопасности для себя и окружающих, соответствия первичным ценностным представлениям, элементарным общепринятым нормам.
4. Содействовать развитию у младших школьников прогностических способностей, умения предвидеть возникновение потенциально опасных ситуаций, их возможные последствия.
5. Обучить детей младшего школьного возраста навыкам эффективной коммуникации, выбора тактики и стиля общения в зависимости от ситуации, конструктивным способам взаимодействия с детьми и взрослыми.
6. Создать условия для отработки умения применять освоенные знания и способы деятельности на практике, находить альтернативные способы выхода из опасной ситуации в соответствии с ее особенностями (выявлять источник опасности, определять категорию опасной ситуации, выбирать способы действий на основе освоенных ранее моделей поведения).
7. Способствовать формированию навыков критического мышления, самоконтроля, эмоционального интеллекта у детей младшего школьного возраста.
8. Развить эмоционально-волевую сферу, обогатить сенсорный и социальный опыт младших школьников.
9. Создать условия для повышения познавательной активности младших школьников и эффективного усвоения программного материала, переноса сформированных умений и навыков в практическую деятельность.
10. Стимулировать развитие интеллекта, логического мышления, умения устанавливать причинно-следственные связи.
Актуальность обусловлена практической значимостью, практика позволяет подготовить детей к самостоятельным действиям при возникновении угрожающих ситуаций. Практика ориентирована на создание у младших школьников правильного представления о личной безопасности, на расширение знаний и приобретение практических навыков поведения при попадании в экстремальные ситуации. В содержание практики «Безопасность детства» входит развитие критического мышления, навыков самоконтроля, эмоционального интеллекта, способности к практической деятельности в нестандартных и опасных ситуациях, которые способствуют формированию цельного представления в области безопасности жизнедеятельности личности. Практика популяризирует здоровый и безопасный образ жизни.
Целевая аудитория – дети младшего школьного возраста (7-11 лет), воспитывающиеся в замещающих семьях. В настоящее время в отделе сопровождения замещающих семей МКУ Центр «Теплый дом» состоит 234 семьи, в которых воспитываются 73 детей младшего школьного возраста, 32 проживают в многодетных семьях.
Практика рассчитана на один учебный год (сентябрь-май). В 2021-2022 году участие в практике принимают 12 детей. Практика реализуется на постоянной основе, с ежегодным набором новых участников.
Проблемы, которые решает практика
На сегодняшний день актуальным является проблема формирования у подрастающего поколения сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих.
В современном мире жизнь детей постоянно сопровождается различными факторами, способными представлять угрозу для их физического и психического здоровья. Актуальность приобретения и развития навыков обеспечения собственной безопасности у детей связана с появлением новых источников опасности, необходимостью накопления знаний практическим путем, обогащения культуры безопасного поведения, а так же с важностью развития эмоционального интеллекта.
Дети младшего школьного возраста становятся более самостоятельными, чаще находятся без присмотра взрослого. Поэтому приобретение навыков безопасного поведения позволит предупредить попадание детей в экстремальные условия, а также позволит обучить способам выхода из подобных ситуаций.
Особенно подвержены опасному поведению дети, имеющие травматический опыт и лишенные родительской заботы. Анализ работы специалистов МКУ Центр «Теплый дом» свидетельствует о том, что у детей, проживающих в учреждении и замещающих семьях, имеется низкий уровень адаптированности к социальным условиям, высокий уровень тревожности, наличие в той или иной мере выраженного деструктивного внутриличностного конфликта, отсутствие эмоционального благополучия. Все это приводит к нарушению закономерностей развития самосознания, проблемам во взаимодействии со сверстниками, обострению проблем общения, трудностям в эмоциональной сфере. Отсутствие значимого взрослого, опыта привязанности, ранняя психологическая травма потери близкого, может привести к нарушениям выстраивания взаимоотношений с окружающими людьми (чрезмерная «прилипчивость», навязчивый телесный контакт, неразборчивость в отношениях), что увеличивает риск попадания в опасные ситуации.