Автономная некоммерческая организация «Культурное пространство детства»
социально значимый проект по финансовой грамотности для детей младшего школьного возраста "ФинЛандия"
Регион: Магаданская область
География реализации: город Магадан
Дата старта: 2021-10-04
Статус: разовая, приостановлена
Описание
Для реализации проекта запланирован цикл мероприятий: по 2 занятия в месяц в течение 3 месяцев.
1. «Знакомство с деньгами, их историей и современностью»
Встретила ребят ростовая кукла «Денежка». На мероприятии дети прошли входное анкетирование и приступили к уроку на тему «Знакомство с деньгами, их историей и современностью». Они учились «зарабатывать» и «тратить» деньги, собирая пазлы с изображением купюр на скорость, искали «сокровища», спрятанные в аудитории в виде сундуков, получали за это игровые монеты и знакомились с валютами других государств, охотно делились полученными знаниями о финансовых понятиях и задавали интересующие вопросы. В аудитории была представлена книжная выставка по теме урока.
2.«Магазин»
Встретила ребят ростовая кукла «Денежка», с которой они охотно беседовали и обнимались. На мероприятии руководитель проекта с помощью презентации рассказала, что покупка является сделкой купли-продажи (мелкой бытовой и крупной бытовой), кто такой продавец и покупатель, что отношения между ними регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации и законом «О защите прав потребителей». А также какая может быть ответственность за совершение правонарушения (кражи, мошенничества, грабежа) – административная и уголовная. Ребята разгадывали кроссворд про экономические понятия.
Участникам был продемонстрирован мультфильм С. Михалкова «Как старик корову продавал», после чего вместе обсуждали, как выбрать хороший товар (качественный, экологичный, безопасный, эстетичный и др.).
После дети окунулись в атмосферу магазина: были назначены 2 кассира и покупатели, которые получили игрушечные деньги и кредитные карты. Из игровых наборов «Касса с продуктами» были сформированы 2 витрины магазина, товарам наклеены ценники. В игровой форме обсуждались разные варианты событий: как выбрать товар, на который хватает денег, что делать, если в магазине нечаянно разбил, например, десяток яиц, как правильно дать сдачу с использованием кассы и т.п.
В аудитории была представлена книжная выставка по теме урока.
После занятия дети заполнили анкету обратной связи.
3. «Экскурсия в банк»
Занятие провёл сотрудник банка, менеджер розничного бизнеса.
Находясь в зале работы с физическими лицами, ребята узнали, что деньги являются всеобщим средством платежа, а банк – это дом для денег (наличных, электронных, драгоценных металлов, монет и др.). Коснулись истории возникновения средств обмена и того, какая валюта существует сейчас в других государствах (Болгария – лев, Монголия – тугрик, Бразилия - реал).
Рассмотрели, какие профессии задействованы, чтобы банк работал: менеджеры помогают людям (клиентам) решить их финансовые вопросы, сотрудники безопасности обеспечивают порядок в банке и др. Получили ответы на вопросы о том, как можно деньги телепортировать – осуществить денежный перевод, открыть банковский вклад и получить за это дополнительную сумму или взять денег в долг (оформить кредит).
Ребята увидели, как в специальном устройстве с помощью ультрафиолетовых лучей купюры проверяются на подлинность (наличие водяных знаков), а также как работает счётная машинка для денег.
Все, казалось бы, сложные для понимания финансовые понятия, специалист объяснял простым доступным ребятам языком на примерах покупки игрушек или передачи на хранение конфет.
Далее прошли в информационную зону, где на телевизорах в течение рабочего дня демонстрируются видеоролики о банковских услугах.
А как попасть на приём к менеджеру? Конечно в терминале взять талон и занять электронную очередь. Ребята при помощи специалиста банка охотно попробовали это сделать.
У стенда «Монетница» экскурсанты с большим интересом рассмотрели какие монеты из драгоценных металлов выпускаются (чеканятся). Узнали, из каких металлов они состоят, как определяется их стоимость (например, от художественной ценности и количества выпущенных монет) и зачем они нужны (подарок, инвестиционные и др.).
Далее прошли к банкомату и изучили принцип его действия и устройства. Дети узнали, что с помощью пластиковой карты и пин–кода от неё можно превратить виртуальные деньги в реальные.
Экскурсия вызвала огромный интерес у детей, каждый из которых в завершении получил воздушный шарик с логотипом банка.
4. Мобильные помощники. Мастер-класс по изготовлению копилки «Осьминог»
Изготавливая копилку, дети рассказали, что хотели бы купить. Узнали о том, как можно накопить на свою цель деньги, в том числе с помощью «Мобильных помощников».
Ребята представили свои работы на конкурс рисунков по теме «Семья. Финансовая безопасность».
Пустая копилка совсем неинтересна. Поэтому, когда поделки были готовы, каждому участнику раздали монетки, которые они с большим восторгом в неё положили в качестве первого взноса.
5. «Бюджет»
Встречала детей ростовая кукла «Денежка», с которой они здоровались и с удовольствием обнимались. Была организована книжная выставка.
Ребята с большим интересом задавали вопросы, активно обсуждали экономические понятия. Они узнали, откуда берутся деньги у родителей, что такое бюджет, какой он бывает (дефицитный и профицитный, семейный и государственный) заполнили планер учёта доходов и расходов «Мой годовой бюджет». Разобрали понятие потребительская корзина, зачем она нужна.
С использованием флипчарта на графике «Доходы семьи с января по сентябрь» вместе с ребятами анализировали график
роста и падения доходов, выяснили, когда и при каких условиях он может быть стабильным.
Был использован раздаточный материал: финансовый словарь (обсудили все понятия), памятки для родителей, планеры для учёта доходов и расходов (научились правильно их планировать), книжные закладки со списком литературы.
Каждый из 30 детей получил в подарок книгу Узорова О.В., Нефёдова Е.А. «3000 примеров по математике. Лучший тренинг. Складываем. Вычитаем», а также сладкий презенты.
Во время просмотра м/ф «Фиксики. Деньги» на занятие пришли аниматоры в ростовых костюмах Симка и Нолик. Под бурные радостные эмоции детей они провели физ.минутку под песню «Помогатор». Все танцевали, пели и смеялись. После танца ребята получили подарки от Фиксиков за участие в конкурсе рисунков (книги 30 штук, сладкие подарки и раздаточный материал).
6. «Итоговое мероприятие»
С детьми обсудили вопросы планирования бюджета, поскольку на занятии «Бюджет» они получили домашнее задание проанализировать свои доходы и расходы и выявить дефицитный или профицитный у них бюджет. Ребята активно делились своими наблюдениями и результатами подсчётов. Вспомнили правила выбора товаров, поскольку чтобы накопить на мечту нужно правильно оценить свои финансы.
Ребята заполнили анкеты выходного тестирования о том, что они узнали на курсе по финансовой грамотности. Участники активно задавали вопросы, рассуждали на
финансовые темы. Обсуждали положения памятки для родителей.
Состоялось торжественное вручение дипломов участников проекта и сладких подарков.

В результате реализации проекта 30 детей (активных командиров классов, которые в дальнейшем передадут полученные знания в своих классах) младшего школьного возраста получили знания и практические навыки по ведению своих доходов и расходов, экономический опыт. Смогли использовать в игровой деятельности основные экономические понятия и категории, которым было уделено внимание в ходе реализации проектных мероприятий (деньги, цена, товар, семейный бюджет и пр.). В проекте принимали участие 6 членов команды нко, сотрудники ОГБУК «Магаданская областная детская библиотека», сотрудники ОО №100 Азиатско-Тихоокеанский банк (АО), 4 волонтера. В дальнейшем планируется изменить целевую группу на детей среднего школьного возраста.
Проблемы, которые решает практика
АНО «Культурное пространство детства» в порядке сотрудничества с ОГБУК «Магаданская областная детская библиотека» (далее - библиотека) провело устный опрос сотрудников, обслуживающих детей младшего школьного возраста, а также самих читателей. Выяснилось, что для детей младшего школьного возраста занятия по финансовой грамотности не проводятся, при этом родители говорят,что они очень нужны. Определённым спросом в библиотеке пользуются книги финансовой направленности, что позволяет сделать вывод о наличии интереса к этой проблеме. В жизни ребёнок встречается так или иначе с экономикой, с понятиями «моё», «твоё», «деньги», «цена», «банковская карта», «магазин», «дорого» и т.п. Ребёнок просто включён в систему финансовых отношений, наблюдает за родителями, но специально его этому никто не учит. Обучение экономической культуре не сводится к тому, чтобы учить зарабатывать деньги. На первый план ставится формирование нравственных понятий: честность, обязательность, умение подчинять свои желания возможностям, законопослушность, взаимопомощь и пр. А также ориентация младших
школьников в экономическом пространстве современного мира на материале в соответствии с возрастными возможностями. Если у ребёнка формируется ошибочное представление о деньгах, то
в дальнейшем это может негативно сказаться на его взрослой жизни. В городе Магадане реализуются
проекты финансовой направленности Отделением Центробанка России, Сбербанка России для людей среднего и пенсионного возрастов, но не для детей. Как не попасть на уловки мошенников на просторах интернета? Ведь статистика говорит о том, что дети уже в раннем возрасте пользуются интернетом. Новостная лента г. Магадана ежедневно пестрит сообщениями о
мошеннических действиях в интернете. Поэтому важно рассказать ребёнку правила финансовой безопасности в интернете.