Краевое государственное бюджетное учреждение социального обслуживания «Центр социальной помощи семье и детям «Минусинский»
Программа социально-педагогической и социально-психологической поддержки материнства и отцовства «РАСТЕМ ВМЕСТЕ»
Регион: Красноярский край
География реализации: Красноярский край, г. Минусинск и Минусинский район
Номинация: "Нежный возраст"
Дата старта: 2006-09-01
Статус: постоянная, действующая
Описание
Цель: создание условий для успешной социализации семьи, воспитывающей ребенка (детей) раннего возраста (от 1,5 до 3 лет).
Целевая группа:
1. семьи, воспитывающие детей раннего возраста (от 1,5 до 3 лет), в том числе с ограниченными возможностями здоровья, и признанные нуждающимися в социальном обслуживании:
- взрослые члены семьи: родители, старшие дети или другие родственники;
- дети раннего возраста (1,5-3 лет).
Задачи:
1. Формировать позитивные эмоциональные отношения в системе «родитель-ребенок», осуществлять раннюю профилактику конфликтных ситуаций в супружеских и детско-родительских отношениях.
2. Повышать уровень психолого-педагогической компетентности родителей.
3. Развивать социальные и коммуникативные умения детей раннего возраста.
4. Способствовать интеграции ребенка с ОВЗ в социум.
5. Обеспечивать социально-психологическое сопровождение родительства в семье.
Объем программы рассчитан на 5 месяцев при частоте встреч 2 раза в неделю: с августа по декабрь, и с января по май. Состав группы 6 – 8 семей.
Технологии, используемые в программе: коммуникативные игры;
телесно-ориентированные игры и упражнения; арттерапевтические упражнения; упражнения с дидактическим материалом; психогимнастические игры; элементы песочной терапии.
Кадровые ресурсы:
- педагог-психолог (проводит занятия, консультирование и пр.);
- социальный педагог (проводит занятия, консультирование и пр.);
- специалист по социальной работе (занимается оформлением документов для постановки семьи на социальное обслуживание в соотвествии с ФЗ №420 «Об основах социального обслуживания граждан в РФ», при необходимости осуществляет патронаж семей);
- приглашенные специалисты (врач, логопед и др.) для проведения встреч в клубе «Семейный очаг».

Этапы реализации программы:
1 этап – организационный: включает в себя формирование групп, постановку семей на социальное обслуживание, составление плана работы с семьями в группах, подбор методического материала, прогнозирование результата. Проводится в течение первого месяца реализации программы (август, январь).
По информации органов опеки и попечительства, КДНиЗП г.Минусинска или самостоятельному обращению граждан комплектуются группы для занятий с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей.
Педагогом-психологом и социальным педагогом осуществляется диагностирование родителей с целью выявления актуального состояния членов семьи, разрабатывается план еженедельных занятий с семьями. Занятия планируются по структуре, этапы которой могут меняться местами в зависимости от задач каждого конкретного занятия .
2 этап - основной: предполагает проведение еженедельных занятий с семьями в планируемые сроки (следующие 4 месяца реализации программы).
Занятия с каждой детско-родительской группой проводятся 2 раза в неделю по установленному расписанию. Продолжительность занятия 40 – 45 минут. На занятии присутствуют родитель (родители), или старшие дети, или другие родственники, дети раннего возраста (от 1,5 до 3 лет). Занятия проводит педагог-психолог или социальный педагог (см. приложение 2).
В конце занятия с периодичностью 1 раз в неделю проводятся различные занятия с элементами тренинга, мини-лекции, творческие работы, индивидуальные и групповые консультации с родителями. В это время дети занимаются наиболее привлекательной для них деятельностью – играют в игрушки, рисуют, занимаются с модульным оборудованием, общаются друг с другом.
С последнего месяца реализации программы начинается работа, направленная на то, чтобы ребенок успешно отделился от родителя и мог без его присутствия находиться в общественном учреждении (сепарация). Сначала родитель находится с ребенком в одном помещении и не принимает активного участия в деятельности ребенка. Затем он уже не заходит в кабинет, давая возможность ребенку приобрести навык безопасного самоощущения и поведения без него. Окончанием работы в группе является то, что взрослые члены семьи чувствуют силы в себе или в своей семье справляться с проблемной ситуацией самостоятельно и прекращают посещение группы. Однако, большинство семей покидают группу только после устройства ребенка в детский сад и/или выхода на работу мамы.
Заключительным моментом основного периода является праздничное выпускное мероприятие для семей, воспитывающих детей раннего возраста.
3 этап - заключительный: предполагает мониторинг проделанной работы в соответствии с поставленными целью и задачами.
Заключительный этап состоит из двух частей:
Первая часть – итоги работы за 4 месяца. Реализуется в последние 2 недели проведения занятий. Клиентам (родителям) предлагается заполнить анкету. Данный этап осуществляется непосредственно тем педагогом-психологом или социальным педагогом, который проводил занятия в группах.
Вторая часть – итоги интеграции в социуме. Спустя 1-2 месяца после начала посещения ребенком детского сада, родители приглашаются на беседу о том, какова ситуация в семье, как идет процесс адаптации у ребенка в дошкольном заведении (детский сад, центр предшкольной подготовки, специализированные группы и т.д.) и в какой мере выполняются предоставленные им рекомендации. Беседа может носить индивидуальный и групповой характер. По окончании беседы предлагается заполнить анкету.
По данным анкетирования семей в 2021 годук, у 63% детей адаптация к детскому саду проходит по легкому типу, у 27% детей – по среднему типу, у 10% - по тяжелому (как правило, это дети, состоящие на учете у невролога с момента рождения).
Результаты работы:
Количество семей, посетивших занятия, за 2021 год - 75,
из них многодетных семей - 11,
семей с детьми с ОВЗ - 14.
Качественные показатели за 2021 год:
На входе семьи в программу:
1. семьи с деструктивным стилем воспитания (смешанный, гиперопека, авторитарный): 25% от общего количества семей
2. дистантные семьи: 8 % от общего количества семей
3. конфликтные семьи: 4% от общего количества семей
4. повышенный уровень тревожности родителей: 45% от общего количества семей
5. трудности понимания своего ребенка, выстраивания взаимоотношений с ребенком: 20% от общего количества семей
6. особенности развития ребенка (трудности в овладении речью, навыками самообслуживания, коммуникацией и пр.): 74% от общего количества детей

На выходе семьи из программы:
1. семьи с деструктивным стилем воспитания (смешанный, гиперопека, авторитарный): 10% от общего количества семей
2. дистантные семьи: 5% от общего количества семей
3. повышенный уровень конфликтности в семье: 2 % от общего количества семей
4. повышенный уровень тревожности родителей (мам): 23% от общего количества семей
5. трудности понимания своего ребенка, выстраивания взаимоотношений с ребенком: 5% от общего количества семей
6. особенности развития ребенка (трудности в овладении речью, навыками самообслуживания, коммуникацией и пр.): 45% от общего количества детей
В целом, родители отмечают улучшение внутрисемейной атмосферы: они лучше понимают своего ребенка, умеют справляться со многими трудностями воспитания самостоятельно, а супруги стараются договариваться друг с другом в спорных вопросах и конструктивно решать сложные ситуации, у детей же отмечается более успешная социализация в дошкольном учреждении.
Такая форма работы с семьей (по данной программе) позволяет проводить не только раннюю коррекцию и профилактику, но и диагностировать на ранних этапах развития ребенка различные психофизические нарушения (глухота, аутизм, алалия и пр.), что способствует оказанию своевременной помощи семье.
После окончания курса занятий семьи продолжают пользоваться всеми видами социальной помощи, предоставляемыми учреждением.
В период пандемии в 2020 году занятия проходили в форме видеозанятий https://центр-семьи-минусинский.рф/?page_id=12670
Проблемы, которые решает практика
1. Благополучное преодоление семьей кризисных ситуаций, которое определяется улучшением внутреннего состояния членов семьи (снижение уровня тревожности, конфликтности, выход из депрессии).
2. Сформированность у родителей педагогических навыков и навыков общения, направленных на развитие и семейное воспитание ребенка раннего возраста.
3. Интенсификация эмоционально-личностного общения в диаде «родитель-ребенок» (эмоциональное сближение членов семьи).
4. Сформированность у ребенка раннего возраста первичных навыков общения со сверстниками и чужими взрослыми, повышение уровня психического развития.
5. Прохождение периода адаптации ребенка к дошкольному образовательному учреждению по легкому или среднему типу.