Государственное бюджетное учреждение «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Солнышко» Ленинского района г. Нижнего Новгорода
Актуализация внутренних ресурсов подростков
Регион: Нижегородская область
География реализации: Государственное бюджетное учреждение «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Солнышко» Ленинского района г. Нижнего Новгорода
Дата старта: 2019-09-16
Статус: постоянная, действующая
Сайт организации: http://srcn-len.soc52.ru/
Телефон: 89040566545
Социальные сети: https://vk.com/public188787166
Описание
Большинство воспитанников, поступающих в социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних, нуждаются в развитии и коррекции многих сфер личности (когнитивно-познавательной, эмоционально-волевой, коммуникативной, ценностно-мотивационной). В процессе консультирования и коррекционно-развивающей многие подростки проявляют сопротивление психолого-педагогическому воздействию, так как находятся в нересурсном состоянии, которое вызвано острыми стрессовыми, эмоциональными реакциями, неудовлетворённостью базовых потребностей , отсутствия опыта близких, доверительных отношений.
Исходя из этого, целью практики является создать условия для активации и реализации внутренних ресурсов воспитанников.
Задачи:
1. Содействовать эмоциональному благополучию и удовлетворению базовых эмоциональных потребностей ребенка.
2. Способствовать становлению и актуализации внутренней опоры ребенка.
3. Создать условия для становления у подростка устойчивой активной позиции в рамках выбранной деятельности.
Данная практика имеет несколько этапов реализации. Переход от этапа к этому не является жёстко вертикальным, периодически может происходить возвращение к какому-либо из этапов.
1. Этап – ориентировочно-диагностический - представляет собой сбор общей информации о ребёнке, проведение первичной диагностики эмоционального состояния, индивидуальных особенностей подростка (характерологических, коммуникативных, поведенческих), установление контакта.
2. Этап Формирование эмоционального благополучия направлен, прежде всего, на стабилизацию эмоционального состояния, удовлетворение базовых эмоциональных потребностей в принятии и признании. Без этого невозможна активация внутренних ресурсов.
Для решение поставленных задач на данном этапе используются:
 Здоровьесберегающая технология изотерапии, которая позволяет безопасным способом соприкасаться с внутренним миром ребёнка, даёт ему возможность проявлять свои эмоции, обращаться к ресурсным состояниям. Примеры: рисование своего общего эмоционального состояния, настроения; рисунок определённой эмоции, чувства; рисунок безопасного места (ресурсного состояния), методика «Карта моего тела».
 Технология индивидуального празднования Дня Рождения воспитанника: позволяет восстановить у ребёнка «право быть», предоставляет возможность получить и проявить позитивные чувства, помогает ему ощутить свою уникальность и значимость.
3. Этап Поисково-мотивационный
Основные задачи:
1. Концентрация внимание психолога и педагогов на внутренних ресурсах подростка: увлечениях, интересах, способностях, навыках, темпераментальных и характелогических особенностях, конструктивных моделях поведения.
2. Мотивирование подростка на самопознание и развитие.
Одной из форм работ используемых в нашем центре, направленной на расширение кругозора и повышение мотивации саморазвития и самореализации подростков, является "Встреча с успешными людьми", в ходе которой воспитанники в непринуждённой обстановке общаются с гостями на интересующие темы; гости рассказывают о своей деятельности, делятся секретами успеха и пройденного пути к достижению целей; обсуждают интересы и достижения подростков.
4. Этап Обретение опоры в деятельности.
Всё, что мы создаём на предыдущих этапах (опыт благополучной близости, наличие стабильного доверительного контакта с ближайшим окружением, ощущение эмоционального благополучия) позволяет нам актуализировать внутренние ресурсы. Подросток начинает чувствовать опору внутри себя, воспринимает окружающий мир как относительно безопасное пространство, себя воспринимает способным управлять своей жизнью, способном реализовать свои потребности и актуальные задачи в выбранной деятельности.
На данном этапе основной задачей является создание условий для реализации внутренних ресурсов воспитанника в выбранной им деятельности. Для достижения данной задачи используется технология «Создание ситуации успеха», необходимыми условиями для реализации которой являются: позитивное сотрудничество со значимым взрослым; наличие психологического сопровождения и поддержки.
5. Этап рефлексии и анализа результатов.
Результатом реализации практики является повышение у воспитанников следующих показателей:
Активность:
 Высказывание своего мнения;
 Занятие творчеством;
 Наличие хобби;
 Проявление инициативы в процессе организации мероприятий и праздников.
Целенаправленность деятельности
 Способность доведение начатого дела до конца;
 Самостоятельность, отсутствие потребности во внешнем контроле;
Наличие результатов деятельности
Эмоциональная стабильность
 Отсутствие острых аффектов;
 Отсутствие резкой смены эмоциональных состояний;
 Преобладание положительного фона настроения.
За последний год практика «Актуализация внутренних ресурсов» была реализована с 32 подростками, 13 из которых были из многодетных семей (из них 9 семей являются неполными: в 8 семьях только мать, в 1 - отец), 21 подросток из неполных семей.
В практике приняло участие 16 сотрудников учреждения (12 воспитателей, 1 педагог-организатор, 2 социальных педагога, 1 педагог-психолог); 17 волонтёров-добровольцев. Волонтёры содействовали организации Дня Рождения воспитанников, проводили мероприятия, направленные на развитие умений, навыков, способностей детей (творческих, спортивных, коммуникативных, организаторских), участвовали во «Встречах» в непринуждённой обстановке с подростками.
Данную практику можно тиражировать в другие социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних стационарной и полустационарной формы обслуживания. Кроме того эту практику можно использовать в психолого-педагогической работе с подростками группы риска, в том числе из многодетных и неполных семей, в образовательных учреждениях (школах, колледжах, техникумах).
Проблемы, которые решает практика
Эмоциональное неблагополучие, неудовлетворённость базовых потребностей, отсутствие внутренней опоры у подростков, отсутствие у них устойчивого доверительного контакта со значимым взрослым. Наличие сопротивления психолого-педагогическому воздействию.