БУ Ханты-Мансийского автономного округа — Югры «Сургутский районный комплексный центр социального обслуживания населения»
Социокультурная технология "ДО-МИ-СОЛЬКА" для детей с ограниченными физическими и умственными возможностями здоровья в системе ранней помощи
Регион: Ханты-Мансийский Автономный округ - ЮГРА
География реализации: Сургутский район
Номинация: "Нежный возраст"
Дата старта: 2019-09-20
Статус: постоянная, действующая
Сайт организации: http://sodeistvie86.ru/
Телефон: +7 (346) 232-92-45
Социальные сети: https://vk.com/kcsonsodeystvie
Описание
Технология реализуется на индивидуальных и групповых музыкально-игровых занятиях. Детей, примерно одинаковых по уровню психического развития, объединяют в малые группы.
Специалист старается создать на занятиях позитивный эмоциональный фон, способствует активизации сенсорных каналов и выработке сенсорной интеграции. Музыкальное занятие это не просто последовательность упражнений, это драматическое действие в котором все элементы связаны между собой и упорядочены в чётком ритме. Структура занятия, подбор упражнения может меняться в зависимости от тех заданий, которые ставит педагог, от особенностей группы детей в целом и от индивидуальных особенностей каждого ребёнка, который входит в группу.
Такие коллективные упражнения стимулируют выполнения движений теми детьми, которые отстают от других, и это важно, поскольку движение является основой, на которую наслаиваются другие функции.
На музыкальных занятиях осуществляется реабилитация через все виды чувствительности путем подбора и чередования коррекционных упражнений.
Ведущим элементом в музыкально-коррекционном занятии является ритм. Ритм стимулирует и упорядочивает речевые проявления.
Составной частью занятия являются распевки, которые развивают голосовой аппарат ребенка, способствует выработке длительного ротового выдоха, стимулируют речевую активность.
Во время музыкально-коррекционных занятий ребенку дается сенсорная информация о свойствах предметов, и формируются навыки выполнения действий с предметами. Путем выполнения таких упражнений простые манипуляции постепенно трансформируются в целенаправленные действия предметного и игрового характера с участием обеих рук ребенка. В процессе систематической работы одна рука начинает играть роль ведущей.
Содержание и объем знаний, которые даются на музыкально-коррекционных занятиях согласовывается с тем материалом, который отрабатывается с логопедом, психологом во время индивидуальных занятий. Специалисты оговаривают и определяют задания и конкретные шаги для каждого ребенка. Обязательно нужно привлекать родителей к посещению занятий, консультировать и беседовать об использовании музыки дома
Проблемы, которые решает практика
Пластичность мозга ребенка раннего возраста, сензитивные периоды формирования эмоций, интеллекта, речи и личности определяют большие потенциальные возможности коррекционной помощи. Ранняя и адекватная помощь ребенку позволяет более эффективно компенсировать нарушения в его психофизическом развитии и тем самым смягчить, а возможно, и предупредить вторичные отклонения. Одним из таких средств является музыкотерапия.
Музыка является альтернативным вариантом работы с детьми, для которых вербальное выражение мысли невозможно или осложнено. В этих случаях воздействие музыкальными методами даёт возможность проникнуть в скрытый мир ребёнка, осмыслить его эмоциональные проявления, желания, предпочтения.
Количественно-качественные показатели применения практики
За период с 2019-2021 гг. по данной технологии обслужено 194 несовершеннолетних получателей социальных услуг от 1 года до 18 лет (дети-инвалиды и дети, испытывающие трудности в социальной адаптации):
2019 год – 47 несовершеннолетних, в том числе 15 детей раннего возраста;
2020 год – 96 несовершеннолетних, в том числе 4 детей раннего возраста;
2021 год - 51 несовершеннолетних, в том числе 5 детей раннего возраста.
В ходе реализации технологии, разработанной для детей раннего возраста, выявлена возможность применения для реабилитации (абилитации) несовершеннолетних до 18 лет.
Социальная значимость практики (влияние практики на улучшение качества жизни детей и семей с детьми)
Благодаря проводимым мероприятиям в рамках технологии «До-Ми-Соль-ка» ребята научились различать настроение музыки, петь, прислушиваться к пению других детей, самостоятельно пользоваться знакомыми музыкальными (шумовыми) инструментами. По результатам диагностики несовершеннолетних в конце курса реабилитации было выявлено.
У 194 несовершеннолетних (100%) наблюдается положительная динамика: повышение уровня развития двигательных навыков, координации движений, чувства ритма, слухового анализатора и музыкально-сенсорного слуха, улучшились навыки игры на простейших музыкальных инструментах, сформировалось умение выступать на публике.