БУ Ханты-Мансийского автономного округа — Югры «Сургутский районный комплексный центр социального обслуживания населения»
Социокультурная технология "ДО-МИ-СОЛЬКА" для детей с ограниченными физическими и умственными возможностями здоровья в системе ранней помощи
Регион: Ханты-Мансийский Автономный округ - ЮГРА
География реализации: Сургутский район
Номинация: "Нежный возраст"
Дата старта: 2019-09-20
Статус: постоянная, действующая
Email: SurRKCSON@admhmao.ru
Сайт организации:
http://sodeistvie86.ru/
Телефон: +7 (346) 232-92-45
Социальные сети:
https://vk.com/kcsonsodeystvie
Описание
Технология реализуется на индивидуальных и групповых музыкально-игровых занятиях. Детей, примерно одинаковых по уровню психического развития, объединяют в малые группы.
Специалист старается создать на занятиях позитивный эмоциональный фон, способствует активизации сенсорных каналов и выработке сенсорной интеграции. Музыкальное занятие это не просто последовательность упражнений, это драматическое действие в котором все элементы связаны между собой и упорядочены в чётком ритме. Структура занятия, подбор упражнения может меняться в зависимости от тех заданий, которые ставит педагог, от особенностей группы детей в целом и от индивидуальных особенностей каждого ребёнка, который входит в группу.
Такие коллективные упражнения стимулируют выполнения движений теми детьми, которые отстают от других, и это важно, поскольку движение является основой, на которую наслаиваются другие функции.
На музыкальных занятиях осуществляется реабилитация через все виды чувствительности путем подбора и чередования коррекционных упражнений.
Ведущим элементом в музыкально-коррекционном занятии является ритм. Ритм стимулирует и упорядочивает речевые проявления.
Составной частью занятия являются распевки, которые развивают голосовой аппарат ребенка, способствует выработке длительного ротового выдоха, стимулируют речевую активность.
Во время музыкально-коррекционных занятий ребенку дается сенсорная информация о свойствах предметов, и формируются навыки выполнения действий с предметами. Путем выполнения таких упражнений простые манипуляции постепенно трансформируются в целенаправленные действия предметного и игрового характера с участием обеих рук ребенка. В процессе систематической работы одна рука начинает играть роль ведущей.
Содержание и объем знаний, которые даются на музыкально-коррекционных занятиях согласовывается с тем материалом, который отрабатывается с логопедом, психологом во время индивидуальных занятий. Специалисты оговаривают и определяют задания и конкретные шаги для каждого ребенка. Обязательно нужно привлекать родителей к посещению занятий, консультировать и беседовать об использовании музыки дома
Специалист старается создать на занятиях позитивный эмоциональный фон, способствует активизации сенсорных каналов и выработке сенсорной интеграции. Музыкальное занятие это не просто последовательность упражнений, это драматическое действие в котором все элементы связаны между собой и упорядочены в чётком ритме. Структура занятия, подбор упражнения может меняться в зависимости от тех заданий, которые ставит педагог, от особенностей группы детей в целом и от индивидуальных особенностей каждого ребёнка, который входит в группу.
Такие коллективные упражнения стимулируют выполнения движений теми детьми, которые отстают от других, и это важно, поскольку движение является основой, на которую наслаиваются другие функции.
На музыкальных занятиях осуществляется реабилитация через все виды чувствительности путем подбора и чередования коррекционных упражнений.
Ведущим элементом в музыкально-коррекционном занятии является ритм. Ритм стимулирует и упорядочивает речевые проявления.
Составной частью занятия являются распевки, которые развивают голосовой аппарат ребенка, способствует выработке длительного ротового выдоха, стимулируют речевую активность.
Во время музыкально-коррекционных занятий ребенку дается сенсорная информация о свойствах предметов, и формируются навыки выполнения действий с предметами. Путем выполнения таких упражнений простые манипуляции постепенно трансформируются в целенаправленные действия предметного и игрового характера с участием обеих рук ребенка. В процессе систематической работы одна рука начинает играть роль ведущей.
Содержание и объем знаний, которые даются на музыкально-коррекционных занятиях согласовывается с тем материалом, который отрабатывается с логопедом, психологом во время индивидуальных занятий. Специалисты оговаривают и определяют задания и конкретные шаги для каждого ребенка. Обязательно нужно привлекать родителей к посещению занятий, консультировать и беседовать об использовании музыки дома
Проблемы, которые решает практика
Пластичность мозга ребенка раннего возраста, сензитивные периоды формирования эмоций, интеллекта, речи и личности определяют большие потенциальные возможности коррекционной помощи. Ранняя и адекватная помощь ребенку позволяет более эффективно компенсировать нарушения в его психофизическом развитии и тем самым смягчить, а возможно, и предупредить вторичные отклонения. Одним из таких средств является музыкотерапия.
Музыка является альтернативным вариантом работы с детьми, для которых вербальное выражение мысли невозможно или осложнено. В этих случаях воздействие музыкальными методами даёт возможность проникнуть в скрытый мир ребёнка, осмыслить его эмоциональные проявления, желания, предпочтения.
Музыка является альтернативным вариантом работы с детьми, для которых вербальное выражение мысли невозможно или осложнено. В этих случаях воздействие музыкальными методами даёт возможность проникнуть в скрытый мир ребёнка, осмыслить его эмоциональные проявления, желания, предпочтения.
Результаты внедрения практики количественно-качественные показатели
За период с 2019-2021 гг. по данной технологии обслужено 194 несовершеннолетних получателей социальных услуг от 1 года до 18 лет (дети-инвалиды и дети, испытывающие трудности в социальной адаптации):
2019 год – 47 несовершеннолетних, в том числе 15 детей раннего возраста;
2020 год – 96 несовершеннолетних, в том числе 4 детей раннего возраста;
2021 год - 51 несовершеннолетних, в том числе 5 детей раннего возраста.
В ходе реализации технологии, разработанной для детей раннего возраста, выявлена возможность применения для реабилитации (абилитации) несовершеннолетних до 18 лет.
2019 год – 47 несовершеннолетних, в том числе 15 детей раннего возраста;
2020 год – 96 несовершеннолетних, в том числе 4 детей раннего возраста;
2021 год - 51 несовершеннолетних, в том числе 5 детей раннего возраста.
В ходе реализации технологии, разработанной для детей раннего возраста, выявлена возможность применения для реабилитации (абилитации) несовершеннолетних до 18 лет.
Эффективность реализации практики (с точки зрения улучшения качества жизни многодетных семей)
Благодаря проводимым мероприятиям в рамках технологии «До-Ми-Соль-ка» ребята научились различать настроение музыки, петь, прислушиваться к пению других детей, самостоятельно пользоваться знакомыми музыкальными (шумовыми) инструментами. По результатам диагностики несовершеннолетних в конце курса реабилитации было выявлено.
У 194 несовершеннолетних (100%) наблюдается положительная динамика: повышение уровня развития двигательных навыков, координации движений, чувства ритма, слухового анализатора и музыкально-сенсорного слуха, улучшились навыки игры на простейших музыкальных инструментах, сформировалось умение выступать на публике.
У 194 несовершеннолетних (100%) наблюдается положительная динамика: повышение уровня развития двигательных навыков, координации движений, чувства ритма, слухового анализатора и музыкально-сенсорного слуха, улучшились навыки игры на простейших музыкальных инструментах, сформировалось умение выступать на публике.