ГБУ СО Свердловской области «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних города Богдановича»
Театральная студия "Домашний театр "Сказка"
География реализации: Свердловская область
Номинация: «Уникальные таланты»
Дата старта: 2019-09-02
Статус: постоянная, действующая
Описание
Программа построена на драматизации сказок. Сказки – замечательное средство приобщения детей к культуре народов, к развитию речи. Работа над чтением и драматизацией литературных произведений, соответствующих возрастным особенностям детей, способствует развитию творческого воображения детей, расширению словарного запаса, развитию индивидуальных способностей, креативности, повышению их эмоциональной отзывчивости, стимулированию фантазии, образного и ассоциативного мышления, самовыражения, обогащению внутреннего духовного мира ученика. Творчество детей в театрально-игровой деятельности проявляется в трех направлениях: как творчество продуктивное (сочинение собственных сюжетов или творческая интерпретация заданного сюжета); исполнительское (речевое, двигательное); оформительское (декорации, костюмы и т.д.).
В процессе организации театрализованного представления обучающие смогут освоить артистические навыки переживания и воплощения образа. Прежде чем «оживлять» героя воспитанник знакомится с содержанием сценария спектакля, рассматривает внешний образ, характер поведения, интонацию и стиль речи, совместно с руководителем и родителями продумывают костюм, подбирают музыкальное сопровождение.
Театрализованное представление оказывает большое воспитательное воздействие на детей. В связи с этим необходимо серьёзно относится к подбору репертуара. Пьесы должны быть увлекательными, они должны развивать фантазию ребёнка, способствовать формированию положительных черт характера. При выборе репертуара театрализованного представления учитываются интересы, возрастные особенности детей, их развитие. Предложенный в проекте репертуар на каждый год обучения может изменяться. В репертуар включены:
-инсценировки литературных произведений для детей;
- адаптированные готовые пьесы;
- новые, самостоятельно разработанные, пьесы.
В программе большую часть репертуара составляют пьесы по народным сказкам, по мотивам народных сказок в авторской обработке.
Внеурочная деятельность театральной студии «Домашний театр Сказка» основана на трёх формах: индивидуальная, групповая и массовая работа (выступления, спектакли, утренники и пр.). Ведущей формой организации занятий является групповая работа. Во время занятий осуществляется индивидуальный и дифференцированный подход к детям.
Каждое занятие состоит из двух частей – теоретической и практической. Теоретическую часть педагог планирует с учётом возрастных, психологических и индивидуальных особенностей обучающихся. Программа предусматривает проведение занятий, интегрирующих в себе различные формы и приемы следующих видов внеурочной деятельности: игровой, познавательной, проблемно-ценностного общения, досугово-развлекательной, художественного творчества, спортивно-оздоровительной.
С целью достижения качественных результатов учебный процесс оснащается современными техническими средствами, средствами изобразительной наглядности, игровыми реквизитами. С помощью мультимедийных элементов занятие визуализируется, вызывая положительные эмоции обучающихся и создавая условия для успешной деятельности каждого ребенка.
После каждого года обучения проводятся показательные мини-спектакли, где дети проявляют свое творчество и фантазию.
Проблемы, которые решает практика
Низкий уровень социально-коммуникативных качеств воспитанников, профилактика асоциального поведения воспитанников, развитие творческого потенциала, формирование физически и психологически здоровой личности, сохранение культурно-исторических и национальных традиций, воспитание патриотизма, гражданственности и любви к Родине.
Результаты внедрения практики количественно-качественные показатели
Итоговой работой по завершению каждой темы являются:
• театрализованные представления, сценические постановки, концерты.
Первый уровень результатов – приобретение социальных знаний о ситуации межличностного взаимоотношения, освоение способов поведения в различных ситуациях.
Второй уровень результатов – получение детьми опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, родина, природа, мир, знания, труд, культура).
Третий уровень результатов – получение детьми опыта самостоятельного общественного действия (умение представить зрителям собственные проекты, спектакли, постановки), в том числе и в открытой общественной среде.
Воспитанник научится:
• адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации;
• допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
• учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
• формулировать собственное мнение и позицию;
• договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
• строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;
• задавать вопросы;
• контролировать действия партнёра;
• использовать речь для регуляции своего действия;
• адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи. Качества личности, которые могут быть развиты у детей в результате занятий:
 толерантность, дружелюбное отношение к представителям других стран;
 познавательная, творческая, общественная активность;
 самостоятельность (в т.ч. в принятии решений);
 умение работать в сотрудничестве с другими, отвечать за свои решения;
 коммуникабельность;
 уважение к себе и другим;
 личная и взаимная ответственность;
 готовность действия в нестандартных ситуациях;
Личностные универсальные учебные действия
У выпускника будут сформированы:
• внутренняя позиция ребёнка на уровне положительного отношения к людям ;
• познавательный интерес к новым театрализованным представлениям, понимание причин успеха/неудач в театрализованной деятельности;
• основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие;
• ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
• знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
• развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;
• эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им;
• установка на здоровый образ жизни;
• основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;
• чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.

Регулятивные универсальные учебные действия
Воспитанник научится:
• принимать и сохранять поставленную задачу;
• планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
• учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
• осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
• адекватно воспринимать предложения и оценку педагогов, товарищей, других людей;
• различать способ и результат действия;
• вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата.

Познавательные универсальные действия
Ребёнок научится:
• осуществлять поиск необходимой информации с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;
• основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов);
• строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте.


Коммуникативные универсальные учебные действия
Воспитанник научится:
• адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации;
• допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
• учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
• формулировать собственное мнение и позицию;
• договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
• строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;
• задавать вопросы;
• контролировать действия партнёра;
• использовать речь для регуляции своего действия;
• адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Совместно с театральной студией «Сказка» было подготовлено и проведено в «СРЦН города Богдановича» 58 мероприятий. Так же ведется работа с нашими социальными партнерами : Совместно с Пожарной частью 18/1 и Добровольной Дружиной Юных Пожарных проведено 10 занятий , в том числе и 1 занятие в Пожарной части, 5 занятий проведено совместно с Центральной районной библиотекой, 2 мероприятия проведено с правоохранительными органами, 3 мероприятия с музеем Щипачева. Работает театральная студия «Сказка», в которую входят два состава воспитанников: старшая и младшая группа. За 2020 год наша общая труппа приняла участие в 14 конкурсах: 2 международных, , 8 всероссийских , 1 областной, 1- региональный, 2 окружных. Являемся дипломантами, победителями 1, 2, и 3 мест. Всероссийский творческий конкурс «Чародейка-зима» диплом Лауреата, 2 Диплома 1 степени; грамота за 1 место в территориальном конкурсе «Созвездие», Всероссийский дистанционный конкурс для детей и подростков «Золотая рыбка»: номинация «декоративно-прикладное творчество» - 2 диплома Победителя, в номинации «актерское мастерство» - Диплом победителя 2 степени; в номинации «изобразительное искусство» - Диплом победителя 2 степени, Номинация «Хореография»- диплом победителя 2 степени, «Сценический костюм»- диплом победителя III степени, детсие творческие проект «Театр кукол» - грамота -дипломанта, 3 грамоты участников регианального проекта «Уроки добра», XI Всероссийский конкурс «Таланты России» - 8 дипломов 1 степени
Эффективность реализации практики (с точки зрения улучшения качества жизни многодетных семей)
Применение театрализованной деятельности занятиях театральной студии «Сказка», как образовательного инструмента расширяет возможности общения детей, формирует коммуникативной культуры ребенка в ходе освоения методов и приемов театральной педагогики.
В студии я применяю такие формы обучения, как: театрализованное представление. Такая форма театральной педагогики способствует эстетическому воспитанию. Сильный воспитательный эффект определяется тем, что личность, сопереживая положительным персонажам, самостоятельно выбирает образец для подражания, приходит к какому-либо выводу, избирает ориентиры собственного поведения, которые нередко проявляются в его реальной жизни и деятельности.
Так же, одной из наиболее популярных форм театральной педагогики является игровое театрализованное представление: Игровое театрализованное представление предполагает использование организованных действий, способствующих развитию основной идеи.
Игровая пьеса - это пьеса, включающая игры или игровые эпизоды со зрителями.
В последнее время широко распространена театральная форма – имитационно-игровая театрализация. Особенность данной формы заключается в том, что представление создается как будто бы тот час самими зрителями, а ведущие лишь определяют контуры сюжета.

Вся работа ведется в большой группе или индивидуально. Освоение таких форм дало возможность детям раскрепоститься, больше узнать личности друг друга и т.д. Предлагаемые методы, приемы театральной педагогики сохраняют творческую форму, помогая сформировать умения и готовности к самовыражению и импровизации, к саморегуляции своего психического состояния и сопереживания, речевой выразительности и пластической экспрессии воспитанника.