Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение "Центр развития ребенка - детский сад № 68 города Благовещенска"
Опыт работы по организации инклюзивных практик в МАДОУ по поддержке семей, имеющих детей с ОВЗ "Мир вокруг нася"
Регион: Амурская область
География реализации: г. Свободный, Амурская область, 2022 с.Ивановка, Ивановский район, 2023 г. Харбин, КНР, Центр развития службы общественного благосостояния Синьшицзе, район Даоли, 2024
Дата старта: 2018-10-01
Сайт организации: http://blago-sad68.ru/index.phtml
Телефон: +7 (914) 585-31-43
Описание
В учреждении создана и успешно реализуется модель по поддержке и сотрудничеству с родителями (законными представителями) воспитанников, посещающих инклюзивные группы компенсирующей направленности, посредством проекта «Мир вокруг нас», который реализуется с 2018 года. В рамках проекта осуществляется:
- работа Родительской академии. Работа ведется по модели командного взаимодействия специалистов и проводится в форме психо-коррекционных сеансов, мастер-классов.
- учреждение является площадкой для сетевого взаимодействия в вопросах оказания помощи родителям (законным представителям), имеющих детей с особыми образовательными потребностями. В рамках договора о сотрудничестве с Амурской общественной организацией поддержки лиц с ограниченными возможностями и их семей "Мир без границ" проводились мероприятия:
- обучение как специалистов ДОУ по инклюзивному образованию, так и родителей (законных представителей) воспитанников по сенсорной интеграции, по абба-терапии (прикладному анализу поведения), психо-терапии.
- обобщение опыта работы по проблеме инклюзивного образования.
- организация интерактивных образовательных мероприятий, совместной досуговой деятельности, способствующая более успешной социализации детей.
- участие педагогов групп компенсирующей направленности в инклюзивном волонтерстве, таких акциях «Зажги синим», «Сегодня ты – Дед Мороз», в реализации мини-проекта «Дружба» и др.
Одной из вариативных форм инклюзивной практики - оказание психолого-педагогической поддержки не только воспитанников, но и их родителей (законных представителей). Она организуется в работе психолого-медико-педагогического консилиума, проводимом на основе комплексного взаимодействия специалистов, педагогов и родителей (законных представителей) детей с ОВЗ. Специалисты (учитель-логопед, учителя-дефектологи (олигофренопедагоги), педагог-психолог) предоставляют информацию о развитии психических процессов и развития личностных характеристик воспитанника. Родители, в свою очередь, о своих наблюдениях поведения и развития ребенка дома: как он общается с близкими, что в окружающей обстановке влияет на активность ребенка, в какие игры любит играть, как часто происходит сменяемость спокойной и активной деятельности и т.д. Все это помогает в выборе методов и приемов в организации и проведении коррекционно-развивающей работы с ребенком с ОВЗ. На основании полученных данных коллегиально составляется индивидуальный образовательный маршрут сопровождения ребенка с учетом его индивидуальных возможностей и способностей.
Процесс привлечения родителей (законных представителей) к взаимодействию с учреждением и их обучение элементарным навыкам коррекционной работы с детьми может протекать более успешно, если используются клубные формы работы. Учреждение сотрудничает с конно-спортивным клубом Алюр, где не только осуществляется терапия детей и прививается любовь к животным, но и организуются мастер-классы.На сегодняшний день люди включены в медиасреду, виртуальное информационное пространство мессенджеров.
Педагогами активно используются информационные ресурсы:
- трансляция методических занятий, организация информационно-образовательного консультирования на ютуб- канале МАДОУ по адресу blago_sad 68 ,
- использование оффлайн форматов в инстаграм,
- электронная библиотека на сайте ДОУ, с помощью которой родители особенных детей занимаются самообразованием, а с другой стороны подбирают необходимые методические пособия и игры для занятий с детьми,
- онлайн-обучение родителей (законных представителей) на площадке ЗУМ по сенсорной интеграции с использованием оборудования комплекса сова-нянька, доски Бельгоу.
Количественно-качественные показатели применения практики
Отражение следующих показателей:
1. За период реализации данного проекта охват участников более 25 семей.
2. Обучение специалистов ДОУ по инклюзивному образованию (по сенсорной интеграции, по абба-терапии (прикладному анализу поведения), психо-терапии_ составило 11 человек, родителей (законных представителей) воспитанников - 10.
3. Количество проведенных интерактивных образовательных мероприятий - 9, совместной досуговой деятельности - 24 мероприятия.
3. Обобщен опыт по темам "Иклюзивные практики в МАДОУ", в рамках работы региональной инновационной площадки по теме "Пространство, которое вдохновляет и развивает", "Альтернативная коммуникация детей с ОВЗ", "Сенсорная интеграция детей с ОВЗ", "Художественно-эстетическое воспитание детей с ОВЗ", "Нейропсихическое развитие детей с ОВЗ"
Социальная значимость практики (влияние практики на улучшение качества жизни детей и семей с детьми)
- овладение детьми способами взаимодействия, эмоциональный комфорт; обучение партнёрскому отношению к ребенку с ОВЗ;
- повышение компетентности родителей, имеющих детей с ОВЗ, в вопросах образования.