АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ПО ОКАЗАНИЮ ПОМОЩИ СЕМЬЯМ С ДЕТЬМИ, ОКАЗАВШИМСЯ В ТРУДНОЙ ЖИЗНЕННОЙ СИТУАЦИИ,А ТАКЖЕ ДЕТЯМ, ОСТАВШИМСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ
Школы осознанного родительства для сельских территорий
Регион: Новосибирская область
География реализации: На данный момент организация - участник направляет работу по организации Школ осознанного родительства в сельские территории. Новосибирский район - это наиболее населённый район области, относящийся к сельской местности. Район находится в непосредственной близости к областному центру, окружая город Новосибирск. Территория района окружает столицу Сибири и примыкающий к ней городской округ Обь со всех сторон. Сам же город Новосибирск в район не входит, хотя в нём находятся районная администрация. Ширина Новосибирского района, который "кольцом" обрамляет город Новосибирск, в некоторых местах достигает более 50 км. Новосибирский район включает в себя 18 муниципальных образований. Численность населения Новосибирского района составляет 161 124 человека. Школы осознанного родительства в рамках данного проекта будут реализованы тремя потоками на 2 площадках сельской местности Новосибирского района, Новосибирской области: – Мичуринский сельский совет, численность 7 286 человек; - рабочий поселок Краснообск, численность 29 086 человек; Данные населенные пункты характеризуются отдаленностью от города Новосибирска более чем на 20 км., что затрудняет родителям принять участие в городских проектах, программах с целью получения знаний в области воспитания детей. При этом в данных населенных пунктах в связи с отсутствием работы наблюдаются признаки социального сиротства. Дети долгое время проводят дома одни, под присмотром старших детей или бабушек, что влияет на привязанность детей к родителям и наоборот. Поскольку Школы осознанного родительства начали свою работу в городе Новосибирске с 2022 года, остались не охвачены отдаленные районы города, тем более сельские территории Новосибирской области.
Дата старта: 2022-04-01
Сайт организации: https://azbukasemi.ru/
Телефон: +7 (913) 790-65-27
Описание
Заключено соглашение между организацией - участником и разработчиком программы "Азбука счастливой семьи. 30 уроков осознанного родительства" АНО "Азбука семьи". Организация - участник с данным проектом включена в реестр практик, которые тиражируются в нескольких субъектах Российской Федерации https://smarteka.com/practices/skoly-osoznannyh-roditelej-azbukasemi?tab=introduction
Школы осознанных родителей (далее ШОР) — это инструмент ранней профилактики семейного неблагополучия. Встречи в онлайн или офлайн формате один раз в неделю по программе «Азбука счастливой семьи. 30 уроков осознанного родительства», разработанной опытными психологами и педагогами, дают мамам и папам базовые знания из области семейной и детской психологии в формате «равный – равному», а также обеспечивают круг социальной поддержки. Семья и детство – важные ценности современного общества и ориентиры ответственной государственной политики. Осознанное родительство – ресурс семейного благополучия и залог сохранности детско-родительских отношений с раннего детства. Крепкая семья, которой присущи гармоничные отношения и соответствующее распределение ролей, способна воспитать психически и физически здорового человека, который в будущем передаст ценности семейного воспитания и семейные традиции своим детям. Психически и физически здоровая личность формируется до 3 лет и только в семье. Институциональные формы воспитания не отвечают эмоциональным и иным потребностям детей, не могут заменить им эмоционально вовлеченных родителей и функциональной семьи. Если мамы и папы сталкиваются с трудностями в воспитании детей, недостатком знаний и компетенций, дефицитом внутренних ресурсов, ложными убеждениями относительно воспитания, а также собственным негативным детским опытом, им требуется помощь и поддержка в решении этих проблем. Школы осознанных родителей по программе «Азбука счастливой семьи. 30 уроков осознанного родительства» направлены на оказание такой поддержки в формате «равный-равному» и способствуют развитию родительских компетенций и улучшению внутрисемейных отношений. Положительные изменения в психологическом благополучии родителей оказывают прямое влияние на субъективное благополучие ребенка и приводят к позитивным изменениям в семейной системе в целом. Быть родителями трудно. Огромную роль в поддержке семей с детьми играет ближнее окружение, а также другие семьи, которые в прошлом испытывали подобные трудности и сумели с ними справиться. Социальное окружение также играет ключевую, порой даже терапевтическую роль в тех случаях, когда мамы и папы испытывают дефицит внутренних ресурсов и не справляются. Школы осознанных родителей по программе «Азбука счастливой семьи» через взаимодействие в формате «равный-равному» формируют благоприятную поддерживающую среду, которая становится источником принятия, безопасности и ресурсов для мам и пап. Поскольку самые трудные времена для родителей приходятся на первые 4 года жизни ребенка (привыкают быть родителем, учатся нести ответственность за ребенка, находят пути решения финансовых вопросов), родителям нужна помощь, знания как себя вести в трудных ситуациях и конечно же поддерживающее сообщество - "равный-равному". Именно это все можно получить через Школу осознанного родительства. Особенно эта услуга востребована в сельской местности, где мало такого рода предложений или нет совсем.
Количественно-качественные показатели применения практики
Данная практика реализуется на территории 45 субъектов Российской Федерации. В процессе внедрения еще в 19 субъектах. В одном субъекте одновременно проводится от 2 до 5 Школ осознанного родительства (ШОР). В одной группе ШОР участвует до 22 родителя. На территории Новосибирской области с 2022 года прошло около 10 ШОР. Соответственно поддержку получили около 220 родителей.
По итогу прохождения Школы осознанного родительства, 96% родителей обладают базовыми знаниями по семейной и детской психологии, применяют их на практике и осознают свои роли мам и пап.
79% родителей применяют ненасильственные методы воспитания.
На 14% выросло число родителей, отказавшихся от физических и моральных наказаний детей.
Более 60% родителей улучшили детско-родительские отношения.
99% родителей готовы рекомендовать программу знакомым и друзьям.
Социальная значимость практики (влияние практики на улучшение качества жизни детей и семей с детьми)
Можно выделить 4 важных социальных результата:
1. Родители, завершившие обучение в Школах осознанного родителей, обладают базовыми знаниями из области семейной и детской психологии, которые достигнуты следующим образом:
- самостоятельное чтение текста книги-тренажера «Азбука счастливой семьи. 30 уроков осознанного родительства» в качестве подготовки к занятию в ШОР;
- индивидуальное выполнение заданий в книге-тренажере;
- проработка в парах заданий к уроку по книге-тренажеру «Азбука счастливой семьи»;
- групповое занятие с Лидером ШОР по каждому уроку (всего 30 уроков).
2. По итогам обучения выросло число родителей, полностью отказавшихся от физических и моральных наказаний детей. Порядка 79% родителей, прошедших программу, разделяют ценности позитивного воспитания детей, без применения наказаний. Это достигнуто следующим образом:
- диагностика НДО по разработанной психологами АНО «Азбука семьи» анкете и стандартизированным анкетам установленного образца (включает анкету НДО);
- установка в групповой работе причинно-следственных связей между негативным детским опытом родителей и насильственными методами воспитания детей, применяемых ими;
- осознание и преодоление последствий НДО в ходе групповой работы;
- отработка положительных навыков коммуникаций в ходе групповых занятий с Лидером.
3. Улучшились детско-родительские отношения благодаря развитию важных компетенций: навыка укрепления привязанности родителей с детьми, навыка позитивной коммуникации и решения конфликтных ситуаций, а также навыков ненасильственного воспитания. Это достигнуто следующим образом:
- самостоятельное выполнение практических заданий к урокам в книге-тренажере «Азбука счастливой семьи», направленных на развитие родительских компетенций;
- проработка в парах заданий к уроку по книге-тренажеру «Азбука счастливой семьи», направленных на развитие родительских компетенций;
- закрепление важных компетенций (навык укрепления привязанности с детьми, навык позитивной коммуникации и решения конфликтных
ситуаций, а также навыки ненасильственного воспитания) в ходе групповой работы.
4. Родители по итогам обучения улучшили свое психоэмоциональное состояние благодаря горизонтальной социальной поддержке и развитию навыков заботы о себе:
- групповые занятия с Лидером ШОР, построенные на принципах доверия и взаимного уважения;
- соблюдение правил позитивной коммуникации в ходе групповой работы.