Бюджетное учреждение социального обслуживания для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Вологодской области «Кадниковский центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей»
Проект «Письмо приемной мамы» – психолого-педагогическая поддержка многодетных замещающих семей
Регион: Вологодская область
География реализации: Вологодская область, Сокольский муниципальный округ
Дата старта: 2023-01-09
Описание
В настоящее время одним их основных приоритетов является продвижение, поддержка и повышение престижа семейного образа жизни, положительного общественного мнения и установок на ответственное родительство и многодетность, укрепление семейных ценностей и традиций.
Семья - это родители и проживающие с ними дети. Многодетными признаются семьи, в том числе замещающие, где воспитываются трое и более детей, как родных, так и приемных. К сожалению, есть благополучные семьи, которые по обоснованным на то причинам, не могут иметь детей, или воспитывающие своих детей и мечтающие о большой семье, но уже не позволяет возраст родителей. У таких семей есть возможность взять на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей, подарить им радость и счастье проживания в семье.
С каждым годом увеличивается количество детей, находящихся в центрах помощи детям. Все больше детей стало поступать из многодетных семей, а также подросткового возраста, но каждый из них нуждается в особой заботе и дальнейшем семейном устройстве.
Семейное устройство детей, оставшихся на попечении государства – это одно из главных приоритетов государственной политики в социальной сфере.
Замещающая семья обеспечивает детям их право жить и воспитываться в семье, позволяющая создать им надлежащие условия для развития, воспитания и социализации, которых не смогла дать им родная кровная семья.
Растет количество людей, неравнодушных к детской беде, но вместе с тем, не каждый взрослый готов сразу принять ребенка в семью. Отсюда возникла идея повышения престижа замещающих семей, формирования позитивного общественного мнения и поддержки их со стороны населения и различных учреждений, и ведомств, изучение и распространение опыта по образованию, развитию приемных семей и воспитанию в них детей, популяризацию благополучной многодетности через реализацию проекта «Письмо приемной мамы». Также это письма и для будущих родителей, которые сомневаются в способности образования замещающей семьи, и для родителей, которые испытывают трудности и находятся на стадии отказа от приемного ребенка.

За период реализации проекта подготовлено и опубликовано в СМИ и в сети «Интернет» 7 статей-писем. В своих письмах замещающие родители, показав свой опыт, свои семейные ценности и традиции, стали примером хорошего воспитания своих и приемных детей. Они рассказали, как пришли к решению взять ребенка (детей) на воспитание в вою семью, первая встреча, как прошел период адаптации в семье, с какими трудностями столкнулись и как с ними справлялись, любимые увлечения, занятия. В заключении родители дали советы, рекомендации и напутственные слова кандидатам, желающим взять на воспитание в свою семью детей. Итоги проекта подведены на фестивале «Моя счастливая семья». Участницы получили благодарности от начальника отдела опеки и попечительства Администрации Сокольского муниципального округа и благодарственные письма за участие в проекте от директора БУ СО ВО «Кадниковский центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей». Из писем участниц проекта изготовлен сборник «Счастье в детях», который опубликован на сайте учреждения, также распространен среди заинтересованных ведомств и организаций, оказавших содействие и поддержку во внедрении практики. для ознакомления кандидатов и родителей.
Проект позволил сфокусировать внимание общества, прежде всего, будущих и настоящих родителей на престиж семьи, сформировать устойчивый положительный образ замещающей семьи, в том числе многодетной, в глазах общественности. Благодаря проекту будущие и настоящие родители повысили свой уровень знаний о семейном образе жизни и многодетности, дети получили позитивное представление о ценностях семьи, что способствовало сплочению детей и родителей, укреплению семейных связей, формированию традиционных семейных ценностей и традиций.
Проект «Письмо приемной мамы» является социально значимым. Укрепление, пропаганда семейных и духовно-нравственных ценностей, повышение статуса замещающих семей, в том числе многодетных, взявших на воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, улучшение качества их жизни, стали результатом реализации мероприятий. Увеличение замещающих семей в какой-то мере способствует решению такой социальной проблемы, как успешное родительство и многодетность.
Количественно-качественные показатели применения практики
Количественные показатели:
- 7 замещающих семей (из них - 5 многодетных), поделились опытом принятия в семью и семейного воспитания детей, оставшихся без попечения родителей;
- 21 ребенок проживает в семьях, принявших участие в проекте;
- количество написанных историй – 7 писем;
- опубликовано более 50 статей в различных средствах массовой информации и в сети Интернет;
- у 80 замещающих семей (48 многодетных), в которых проживает 126 приемных детей и 108 родителей, улучшились семейные взаимоотношения, укрепились семейные ценности и традиции;
- 14 воспитанников учреждения устроены в 9 семей граждан, из них 6 принявших семей стали многодетными;
- 18 кандидатов, желающих принять на воспитание в свою детей, оставшихся без попечения родителей, пришли к положительному решению;
- 15 граждан, проходивших обучение в Школе кандидатов в замещающие родители, познакомились с опытом замещающих семей;
- 10 заинтересованных организаций и 3 родителя-волонтера, оказывали содействие в реализации практики;
- из писем участниц проекта изготовлен электронный сборник «Счастье в детях», который опубликован на сайте учреждения, также распечатан для работы и распространения в заинтересованные учреждения.

Качественные показатели:
- у родителей и детей из замещающих семей повысилась их значимость среди населения;
- население проявило интерес к опубликованным письмам, повысилась мотивация к изучению вопросов развития института семьи, в том числе замещающей;
- передача положительного опыта успешного родительства показала улучшение детско-родительских отношений между приемными детьми и родителями, уменьшение количества отказов детей из замещающих семей, повышения родительской компетентности, укрепления традиций и семейных ценностей;
- эмоциональная устойчивость детей из замещающих семей, способствовала созданию благоприятной семейной обстановки и формирования их позитивного представления о ценностях семьи;
-увеличилось число детей, переданных на семейные формы воспитания;
- увеличилось количество замещающих семей, в том числе многодетных, принявшие на воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
- с историями приемных мам (письмами) познакомились кандидаты в замещающие родители, граждане, проходящие обучение в ШКЗР для принятия более осознанного решения;
- приемные родители на встречах клуба поддержки замещающих семей «Гармония» познакомились и обменялись опытом, что привело их к большему сплочению, сохранению семьи, профилактике эмоционального выгорания;
- замещающие родители изъявили желание и в дальнейшем делиться своим опытом и писать свои истории в письмах;
- история участницы проекта родителя-волонтера Головкиной Т.А. «Я горжусь, когда слышу: «Мама, мамочка!» опубликована на официальном сайте Благотворительного фонда «Измени одну жизнь» г.Москва, после чего Татьяна Альбертовна была приглашена для участия в онлайн видео-беседе, где поделилась своим опытом воспитания приемных дочерей;
- данная практика получила положительный результат и будет в дальнейшем тиражироваться среди населения и специалистов заинтересованных учреждений.
Социальная значимость практики (влияние практики на улучшение качества жизни детей и семей с детьми)
Уникальность практики «Письмо приемной мамы» заключается в оказании помощи сразу нескольким группам получателей социальных услуг.

Жизненные истории, написанные самими приемными родителями, позволили, в первую очередь, сплотить их семьи, улучшить детско-родительские отношения, взглянуть на пережитые трудности принятия и воспитания детей, дальнейшего решения возникающих проблем, с другой стороны, передаче жизненного опыта другим замещающим семьям, у которой возникли трудности при воспитании детей, объединения их в клубе «Гармония» для оказания друг другу помощи и принятия конструктивных решений по возникающим вопросам, предупреждения возможных ошибок в процессе воспитания детей, сплочению и сохранению замещающей семьи, профилактике эмоционального выгорания родителей.

Внедрение практики позволило поднять престиж и значимость семей, взявших на воспитание детей, среди населения, тем самым улучшить благополучие и эмоциональное состояние замещающих родителей и детей; укрепить семейные взаимоотношения; повысить родительские компетенции в вопросах воспитания, образования и развития детей; укрепить семейные ценности и традиции; сохранить детей в семьях.

После внедрения практики у детей, проживающих в замещающих семьях наблюдается снижение тревожности, повышение самооценки, уверенности улучшение психологического состояния, эмоциональной устойчивости, что способствует созданию благоприятной семейной обстановки, формирования у них позитивного представления о ценностях семьи, воспитания уважительного и бережного отношения к членам своей семьи.

Практика «Письмо приемной мамы» позволяет кандидатам, желающим принять на воспитание в свою семью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, сделать более обоснованные выводы о своей готовности к выполнению функций замещающих родителей, быть более уверенными при принятии ребенка (детей) в свою семью, в связи с чем, можно говорить о профилактике возвратов детей из замещающих семей в учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, сохранения эмоционально-психологического благополучия кандидатов.

Граждане, проходящие обучение в Школе кандидатов в замещающие родители, имеют возможность не только познакомиться и пообщаться с воспитанниками учреждения, встретиться с замещающими родителями на занятиях, но и ознакомиться с историями создания и развития приемных семей, прочитав их письма, тем самым расширить представления о замещающей семье и детях, воспитывающихся в них, задать интересующие вопросы, обсудить с участниками группы, провести качественный анализ собственной семейной системы.

У детей-сирот и детей, оставшиеся без попечения родителей, находящиеся в специализированных учреждениях, появилась возможность общения с большим количеством кандидатов и устройства их в замещающие семьи, тем самым получить право жить и воспитываться в семье.