Государственное автономное учреждение социального обслуживания "Комплексный центр социального обслуживания населения в городском округе "город Казань"
Программа пропаганды ответственного родительства, в том числе защиты детей от жестокого обращения, насильственных методов воспитания "Моя семья - моё богатство"
Регион: Республика Татарстан
География реализации: город Казань
Дата старта: 2015-11-16
Статус: постоянная, действующая
Описание
Программа «Моя семья – мое богатство» направлена на семьи с несовершеннолетними детьми в возрасте от 7 до 11 лет, находящиеся в социально-опасном положении, многодетные семьи. Цикл занятий рассчитан на относительно стабильную и сформированную группу.
Участие в реализации программы принимают сотрудники отделения социальной помощи семье и детям: заведующая отделением, специалисты по социальной работе, психологи и социальные педагоги. Для участия в круглых столах приглашаются представители субъектов профилактики: сотрудники здравоохранения, образования, социальной защиты, правоохранительных органов. С участниками программы систематически проводятся обучающие мастер-классы.
Коррекционная работа в рамках реализации программы представляет собой работу с родителями и детско-родительскими группами. Работа с родителями направлена на повышение психолого-педагогической компетентности родителей через ознакомление их с возрастными особенностями детей, психологией семейных отношений, формирование ответственного отношения к воспитанию, содержанию и личностному развитию детей. В работе используется комплексный подход, применяются такие формы работы как индивидуальные и семейные консультации, групповые занятия с элементами тренинга, лекции для родителей, круглые столы, дистанционные формы работы. Для организации занятий используются арт-терапевтические методы, в том числе уникальные и инновационные: работа с проективными метафорическими картами, релаксационные занятия, библиотерапия, медиативные технологии. Важное место в рамках реализации программы отводится и самостоятельной работе участников. Для повышения уровня осознанности, формирования культуры рефлексии и самоанализа автором разработан родительский дневник «Самоанализ родительской компетенции». Данную форму родителям предлагается заполнять ежедневно. Дневниковая форма работа показала высокую эффективность в работе, поскольку давало наглядную динамику и научило участников программы брать на себя ответственность за решение семейных проблем, быть активными творцами своей жизни. Работа с детско-родительскими группами способствует формированию эмоциональной близости между матерью и ребенком, чувства единства через понимание друг друга, обучению эффективным способам взаимодействия в паре родитель-ребенок, развитию совместной досуговой деятельности. В работе с детско-родительскими группами основными формами работы являются тренинги, мастер-классы, развивающие занятия и т.д. В занятиях широко применяются настольные игры, арт-терапевтические технологии, в том числе сказкотерапия и песочная терапия, музыкотерапия.
Помимо коррекционных психологических занятий в рамках реализации программы особое внимание уделяется и развитию досуговой деятельности семей, приобщению их к культуре семейного отдыха. Для проведения мастер-классов, различных выездных мероприятий в рамках программы выстроено сотрудничество с учреждениями культуры, спорта, волонтерами и благотворительными фондами. Родители с несовершеннолетними детьми систематически посещают выставки, музеи, театры, мастер-классы и спортивные мероприятия.
Мониторинг эффективности программы осуществляется с помощью предварительной и заключительной диагностики с использованием широкого диагностического инструментария как для родителей, так для и детей.
Методики, предлагаемые ребенку:
• Проективная методика «Рисунок семьи»
• Методика «Фильм-тест» Р. Жиля
• Детский апперцептивный тест САТ (Л. Беллак)
• Детский тест «Эмоциональные отношения в семье» Е. Бене-Энтон
• Семейный тест отношений (СТО) Д. Антони, Е. Бине.
• Методика идентификации детей с родителями опросник А. И. Зарова.
Методики, предлагаемые родителям:
• Методика «Родительское сочинение»
• Методика «Фильм-тест» Р. Жиля
• Опросник родительского отношения (А.Я. Варга, В.В. Столин)
• Диагностика типов семейного состояния опросник АСВ (Э. Г. Эйдемиллер)
• Опросник эмоциональных отношений в семье Е. И. Захаровой.
• Опросник родительских установок и реакций Шафера PARI.

В течение всего периода реализации программы осуществляется промежуточная диагностика в виде опросов и анкетирования, что способствует оперативному отреагированию на актуальные запросы семей.
Участие в программе способствует:
Повышению компетентности родителей в вопросах воспитания и личностного развития несовершеннолетних детей.
Развитию эмоциональной связи между родителем и ребенком.
Снижению уровня внутрисемейных конфликтов, профилактике жестокого обращения с несовершеннолетним в семье.
Укреплению внутрисемейных связей, воспитанию гармоничной личности несовершеннолетних.

Информация о ходе реализации программы транслируется на официальных сайтах учреждения и Министерства труда, занятости и социальной защиты РТ, сама программа опубликована в сборнике МТЗ И СЗ РТ «Современные технологии профилактики жестокого обращения с детьми», 2015 год.
За период реализации программы нам удалось:
охватить психологической помощью и поддержкой 342 семьи;
расширить целевую аудиторию программы;
расширить географию реализации программы;
представить опыт реализации программы на республиканских и всероссийских площадках, в том числе в печатных изданиях и интернет – ресурсах.
Данная программа показала достаточно высокую эффективность. Достигнуты следующие результаты:
- с межведомственного учета сняты 53 семьи, ранее находившиеся в социально опасном положении, из них - 51 семья с достижением положительных результатов реабилитации, 2 семьи - в связи с переездом;
- возвращены из приютов в родные семьи 9 детей;
- сохранено 3 семьи, находившиеся на стадии развода;
Программа «Моя семья - мое богатство» получила высокую экспертную оценку на различных конкурсах:
- 1 место в номинации «Формирование ответственного родительства, ранняя профилактика жестокого обращения с детьми» Республиканского конкурса социальных программ на лучшую организацию
социально–реабилитационной работы по профилактике жестокого обращения и насилия в отношении несовершеннолетних среди государственных учреждений социального обслуживания семьи и детей Республики Татарстан, 2015 год
- Лауреат Всероссийского конкурса «Золотое перо» социальных служб России - 2018» в номинации «Социальное обслуживание семей и детей: опыт, методика, проблемы»
- золотая медаль во II (втором) Всероссийском конкурсе профессионального мастерства специалистов (должностных лиц) органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, 2020 год;
Программа прошла научно-экспертный совет ГКУ «Республиканский ресурсный центр МТЗ и СЗ РТ» и включена в банк технологий с целью ее дальнейшего распространения в учреждениях социального обслуживания республики Татарстан, 2020 год.
На сегодняшний день опыт нашего отделения доступен для всех учреждений социального обслуживания республики Татарстан.
Проблемы, которые решает практика
Опыт работы отделения социальной помощи семье и детям (Авиастроительный район) Государственного автономного учреждения социального обслуживания «Комплексный центр социального обслуживания населения в городском округе «город Казань» с семьями, состоящими на профилактических учетах субъектов профилактики, показывает, что в подавляющем большинстве родители в данных семьях имеют низкий уровень компетентности в части выстраивания эффективного взаимодействия с детьми, создания конструктивного диалога. Взрослые не обладают достаточным уровнем знаний о том, как воспитывать детей без применения насилия как физического, так и психологического, не осознают всю степень влияния неконструктивных моделей воспитания на здоровье и благополучие своих детей. Нередки ситуации, когда в семьях, в том числе многодетных, используются насильственные методы воспитания: детей могут оскорбить, пренебрегают их нуждами, физическое наказание воспринимается как взрослыми, так и несовершеннолетними как норма. Все это, в свою очередь, ведет к формированию дисгармоничной личности несовершеннолетнего, которая не умеет выстраивать адекватные межличностные отношения, не владеет навыками решения конфликтных ситуаций, не умеет эффективно управлять своим эмоциональным состоянием. Таким образом, ситуация в отдельной семье напрямую оказывает влияние на психологическое здоровье общества в целом. В связи с этим защита детей от жестокого обращения в семье является на сегодняшний день одним из наиболее приоритетных направлений работы социальных служб.
Значимым фактором предупреждения неблагополучия семей является работа по пропаганде ответственного родительства, как практики формирования сознательного отношения к процессу воспитания несовершеннолетних. Приоритетами работы с семьей являются повышение авторитета родителей в семье, поддержание социальной устойчивости семьи, родительского просвещения и образования. В решении этих сложных и важных задач особое внимание отводится работе с семьями, находящимися в социально-опасном положении, многодетными семьями, поскольку именно данная категория населения является наиболее подверженной формированию деструктивных форм семейного воспитания.
Цель программы «Моя семья – мое богатство»: формирование гармоничных детско-родительских отношений, оказание содействия семье и детям в создании возможностей для предупреждения и преодоления обстоятельств, ухудшающих условия их жизнедеятельности.
Достижение поставленной цели становится возможным через решение следующих задач:
- Повышение психолого-педагогической компетентности родителей: расширение знаний о возрастных особенностях детей, психологии семейных отношений, влиянии стиля родительского воспитания на развитие личности ребенка. Формирование ответственного отношения родителей к воспитанию, содержанию и личностному развитию детей.
- Формирование эмоциональной близости в паре родитель-ребенок, развитие умения понимать и переживать состояния друг друга, обучение навыкам снятия эмоционального напряжения и эмоциональной поддержки друг друга.
- Формирование эффективной системы взаимодействия в паре родитель-ребенок через установление и развитие отношений партнерства между родителем и ребенком. Обучение конструктивным способам решения конфликтов.
- Повышение уровня психологического комфорта в семьях, развитие совместных интересов и увлечений, формирование ценностного отношения к семье.