БУ Ханты-Мансийского автономного округа — Югры «Советский реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями»
Технология оказания ранней помощи детям и их семьям
Регион: Ханты-Мансийский Автономный округ - ЮГРА
География реализации: Советский район и город Югорск
Номинация: "Нежный возраст"
Дата старта: 2018-05-18
Статус: постоянная, действующая
Сайт организации: www.срц-86.рф
Телефон: +7 (346) 753-18-50
Описание
С целью оказания ранней помощи семьям с детьми, которые имеют проблемы со здоровьем или развитием, и их сопровождение до момента включения ребёнка в социальную среду (до 3 лет) в нашем учреждении с 2018 года реализуется технология оказания ранней комплексной помощи ребенку и его семье, функционируют группы раннего сопровождения детей. Работа по выявлению детей, имеющих нарушения в развитии или имеющих риск возникновения таких нарушений в будущем ведется в тесном взаимодействии с детскими городской и районной больницами.
Ранняя комплексная помощь включает в себя 3 этапа:
1. Организационно-диагностический этап. На данном этапе реализации технологии междисциплинарная команда специалистов учреждения устанавливает контакт с семьей ребенка, проводит анализ социальной ситуации в семье; одновременно осуществляет диагностику нервно-психического, физического, речевого развития ребенка, проводит оценку навыков и способностей ребенка, факторов среды, влияющих на его развитие. На основании результатов диагностики составляется реабилитационный маршрут (индивидуальная программа ранней помощи) сопровождения ребенка и семьи.
2. Практический(деятельностный) этап.На данном этапе проводятся коррекционно-развивающие мероприятия на основании реабилитационного маршрута сопровождения ребенка и семьи, направленные на решение выявленных проблем в развитии. На данном этапе особую значимость приобретают мероприятия, направленные на развитие у родителей компетентности в вопросах обеспечения ухода за ребенком и его развития. Данная работа строится по принципу совместно-разделенной деятельности.
3. Аналитический (рефлексивный) этап.На данном этапепроводится промежуточный (итоговый) мониторинг эффективности реализации реабилитационного маршрута (индивидуальной программы ранней помощи) и сопровождения ребенка и семьи, который позволяет определить оценку коррекционной работы и дальнейшее направление работы семьей: постсопровождение (при необходимости).
В технологии комплексной ранней помощи применяются индивидуальные, групповые и дистанционные формы работы; общие и частные технологии реабилитации и абилитации; инновационные методы и техники коррекции и развития.
Еще одной формой работы с семьей в ранней помощи на практическом этапе является работа в группе, которая включает два блока:
- психолого-педагогический (занятия с психологом и логопедом; занятия с инструктором по труду);
- медицинский (занятия ЛФК, массаж и другие процедуры по показаниям врача-педиатра).
Основные составляющие психолого-педагогического блока:
- Проведение практических занятий с родителями и их детьми по психическому и речевому развитию:
- Индивидуальные и групповые занятия совместно с детьми, родителями, психологом, логопедом, направленные на развитие предметно-игровой деятельности и познавательной сферы (сенсорного развития, конструктивной деятельности, развития мелкой моторики), также на развитие речи (понимание речи, стимуляции речевой активности).
В работе также используются арт-терапевтические методики с использованием красок, пластилина. Очень широко используем логоритмику. Это весёлые песенки-игры (музыкальная методика Железновых «Музыка вместе с мамой»), они удобны как для домашних, так и для групповых занятий. Они способствуют эмоциональному и интеллектуальному развитию ребёнка, оказывают влияние на физическое развитие. Улучшают координацию движений и быстроту реакции, развивают творческую фантазию и активизируют мышление и речь.
К составляющим психолого-педагогического блока также относятся:
- Организация лекций, семинаров-практикумов по формированию и развитию компетентности родителей в вопросах обеспечения ухода за ребенком и его оптимального развития в домашних условиях.
Практические групповые и индивидуальные занятия инструктора по труду с родителями и их детьми по развитию познавательной сферы, навыков самообслуживания, поведения в быту и общественных местах (навыков и умений в режимных процессах).
Проблемы, которые решает практика
Оказание ранней помощи семьям с детьми, имеющими проблемы со здоровьем или развитием
Количественно-качественные показатели применения практики
За период реализации технологии ранняя помощь оказана 268 семьям. 67% семей обращались повторно, наблюдая положительную динамику и эффективность проводимой работы. 80 % родителей отмечают, что овладели: навыками конструктивного общения с ребенком для дальнейшей успешной социализации и адаптации ребенка в среду сверстников, приемами работы с детьми раннего возраста по формированию у них умений и навыков через продуктивные виды деятельности, приемами развития познавательной активности, творческих способностей, всех сторон речевой и психической деятельности детей.
С 2019 года в учреждении функционирует кабинет «Ранней помощи».
Опыт представлен:
- Межмуниципальная конференция «Успешные практики профессиональной деятельности учреждений социального обслуживания, действующих на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры», г.Советский, 2019г.
- Всероссийская (с международным участием) научно-практическая конференция «Север и молодежь: здоровье, образование, карьера», 2020 год. Публикация Семейно-центрированный подход при организации раннего вмешательства в условиях реабилитационного центра – Чайникова Н.Г., Иванова О.Д. - Сборник материалов Всероссийской (с международным участием) научно-практической конференции (Ханты-Мансийск, 19–20 ноября 2020) «Север и молодежь: здоровье, образование, карьера»
Социальная значимость практики (влияние практики на улучшение качества жизни детей и семей с детьми)
Технология позволяет совершенствовать систему ранней помощи и сопровождения детей-инвалидов и детей с ОВЗ. Реализация технологии позволяет детям-инвалидам и детям с ОВЗ достигнуть максимально возможного уровня физического и/или психического развития, уровня социализации.
Включения родителей (законных представителей) в реализацию индивидуальных маршрутов, программ коррекционно-развивающей деятельности. 100 %
Повышение качества оказания ранней комплексной помощи детям и их семьям (в том числе многодетным) - у 30 % семей целевой группы
Положительная динамика развития детей у 80 %