БУ «Няганский центр социальной помощи семье и детям»
Кулинарная арт-терапия
География реализации: БУ «Няганский центр социальной помощи семье и детям» (г. Нягань, пгт Талинка, пос. Уньюган, пос. Приобье, пос. Сергино).
Номинация: "Открытый портал"
Дата старта: 2021-01-20
Статус: постоянная, действующая
Описание
В ходе проведения практических занятий проводятся обучение многодетных родителей использованию метода арт-терапии для управления эмоциональными и поведенческими реакциями их детей, в том числе онлайн; обеспечить комфортную, безопасную и развивающую среду в условиях многодетной (приемной) семьи. Совместные мероприятия с вовлечением всех членов семьи для росписи пряничных фигур позволяют продолжить развитие семейных традиций и формирование психотерапевтических отношений родителей и детей как психологически безопасной и комфортной коммуникативной основы. Проводятся тематические вечера, приуроченные к праздникам (изготовление новогодних игрушек, пасхальных украшений и др.).
В ходе работы отмечаются:
- позитивные изменения в психологическом состоянии семьи, повышение уровня сплоченности;
- развитие моторных способностей детей, через овладение ручными многообразными операциями, влияющими на их психофизиологические функции;
- освобождение родителей и детей от негативных переживаний (фобий, тревожности и т.п.), внутриличностных конфликтов;
- снижение эмоциональной тревожности;
- повышение самооценки;
- развитие коммуникативных навыков;
- оптимизация детско-родительских отношений.
Проблемы, которые решает практика
Многодетная семья всегда была традиционной в нашей стране, была основой и опорой государства. К сожалению, в современном обществе престиж многодетной семьи заметно упал, на первый план вышел карьерный рост, распространена «идеология успеха», поставившая под сомнение многие семейные, общечеловеческие, христианские ценности, отношения детей и родителей переживают серьезный кризис. Отношения в многодетных, в том числе приемных семьях имеют свои особенности. В связи с высокой занятостью домашними делами, необходимостью постоянного ухода за младшими детьми в условиях острого дефицита времени психофизиологических ресурсов многодетные родители, особенно матери, сталкиваются со сложностями в создании благоприятной психологической атмосферы в семье. В результате дети ощущают недостаток внимания и полноценного общения с взрослыми. Формируется конкурентное поведение, которое провоцирует конфликты, создает основу для эмоционального напряжения в семейных отношениях, приводит к стрессам, фрустрирует базовые потребности в самореализации, уважении, любви и принятии.
Актуальной становится проблема, как обеспечить комфортную, безопасную и развивающую среду в условиях многодетной семьи. Чаще всего ситуация усугубляется не столько отсутствием желания и возможностей со стороны родителей, сколько недостатком знаний и практических умений, необходимых для конструктивного взаимодействия с собственными детьми. В качестве наиболее оптимального метода обучения и терапевтического воздействия выбрана терапия искусством или арт-терапия, которая является наиболее доступной и обладает преимуществами перед другими формами психотерапевтической работы.
1. Кулинарная арт-терапия создает межличностное доверительного общения в многодетных семьях, стирает границы между взрослыми и детьми, позволяет участвовать в совместной семейной деятельности, можно принимать участие детям от 1.5 лет.
2. Позволяет в многодетной семье более точно выразить свои переживания, по-новому взглянуть на ситуацию и житейские проблемы и найти благодаря этому путь к их решению.
3. Кулинарно-творческая деятельность является мощным средством сближения людей, своеобразным «мостом» между родителями и детьми. Это особенно ценно в ситуациях взаимного отчуждения, при затруднении в налаживании контактов.
4. Предоставляется уникальную возможность для исследования бессознательных процессов, выражения и актуализации латентных идей и состояний, тех социальных ролей и форм поведения, которые находятся в «вытесненном» виде либо слабо проявлены в повседневной жизни.
5. Кулинарная арт-терапия предполагает атмосферу доверия, высокой терпимости и внимания к внутреннему миру детей и взрослых из многодетной семьи.
6. Кулинарная арт-терапия вызывает у людей положительные эмоции, помогает преодолеть апатию и безынициативность, сформировать более активную жизненную позицию.
Результаты внедрения практики количественно-качественные показатели
С начала 2021 года в ходе применения методов кулинарной арт-терапии были проведены 24 мероприятия совместно с сотрудниками БУ «Няганский центр социальной помощи семье и детям» и с 54 многодетными семьями из 67, состоящих на социальном обслуживании в учреждении.
Эффективность реализации практики (с точки зрения улучшения качества жизни многодетных семей)
В ходе применения данных практик, в том числе онлайн:
- усиливается способность родителей к пониманию и чувствованию в эмоциональный мир своего ребенка, через установление визуального контакта, физического контакта, наблюдение и совместную деятельность;
- отмечается положительная динамика в налаживании детско-родительских отношений;
- оптимизация форм родительского взаимодействия в процессе воспитания детей.
- формируются и развиваются знания, умения и навыки:
• знания о: визуальной экспрессии, задачах и методах психологического
процесса, методиках исследования в области психологии эмоций, эстетических категориях прекрасного и безобразного, психотерапии, психогигиене, психопрофилактике, конфликтологии, об этапах и содержании
терапевтического процесса, об особенностях психических процессов у взрослых и детей разного возраста, о способах самопомощи.
• умения и навыки: отражать переживания посредством художественных образов; воспринимать травмирующий опыт через созданные символы; оценивать эмоциональное состояние, конструктивно рефлексировать негативные эмоции; определять преобладающий тип поведения человека; управлять своими эмоциональными реакциями и поведением; использовать
кулинарные арт-терапевтические средства для самопомощи и помощи членам своей семьи; создавать новые конструктивные системы отношений и модели поведения в процессе арт-терапевтического обучения и переносить их в повседневную жизнь; видеть смысл в создаваемых художественных образах; получать позитивные эмоции как реакции на собственное творчество и новый позитивный опыт.