Областное государственное автономное учреждение социального обслуживания «Социально-реабилитационный центр «Сосновый бор» в р.п. Вешкайма
«Тимур и его команда»: практика преодоления социальной уязвимости детей с инвалидностью через вовлечение в волонтерскую деятельность в рамках инклюзивной лагерной смены
Регион: Ульяновская область
География реализации: Областное государственное автономное учреждение социального обслуживания «Социально-реабилитационный центр «Сосновый бор» в р.п. Вешкайма, Вешкаймский район, Ульяновская область
Дата старта: 2023-05-01
Описание
Практика представляет собой 21-дневную тематическую программу, реализуемую как инклюзивная лагерная смена в формате сюжетно-ролевой игры по мотивам произведения А Гайдара «Тимур и его команда» в рамках учреждения в летний период.
В качестве основы практики используется идея, лежащая в основе тимуровского движения, которая представляет собой понимание, что дружба должна основываться не на пустом времяпрепровождении, не на одних развлечениях, а на общих интересах и благородных идеях, что актуально и в наше время и соответствует принципам современного добровольческого движения. Актуальность практики обеспечена, с одной стороны, потребностью целевых групп
в интересном, полезном, познавательном отдыхе в летний период и, с другой стороны, формированием в социуме понимания волонтерской деятельности как наиболее подходящего, эффективного способа активного участия в жизни общества и самореализации различных категорий граждан.
Данная практика направлена на формирование у детей и подростков с инвалидностью представления о волонтерской деятельности как возможности активного участия в жизни общества и самореализации. Программа практики направлена на ненавязчивое и естественное мотивирование детей к волонтёрской деятельности через мероприятия в следующих направлениях :
- Цикл мероприятий, направленных на изучение теоретических и практических аспектов волонтерской деятельности: групповые и индивидуальные беседы, практика общественно -значимой работы, элементы трудового воспитания, участие в марафоне добрых дел: помогали в уборке отрядных уголков, поливали цветы, плели маскировочную сеть для участников СВО и др.
- Цикл мероприятий, направленных на развитие коммуникативных навыков, социальной интеграции и адаптации. Формы работы: сюжетно-ролевые игры; командная работа по разработке и презентации проектных идей на социально-значимые темы: защита окружающей среды, борьба с буллингом, поддержание здорового образа жизни и отказ от вредных привычек, помощь животным, поддержка детей из детских домов и др.
- Цикл мероприятий, направленных на творческое развитие, как социальный инструмент преодоления социальной уязвимости. Например, творческий конкурс «В Парке было шумно», итоговый концерт «Пусть горн звучит», театрализованные постановки «День из жизни Тимура и его команды».
Проведение индивидуальных и групповых мероприятий в рамках практики, сопровождение специалистами, коллективное взаимодействие, совместный труд и отдых позволяют естественным образом социализировать детей, повысить познавательный интерес и мотивацию , расширить круг общения, что положительным образом сказывается на социальной и психологической устойчивости и позволяет преодолеть уязвимость.
Уникальность практики состоит в полном погружении целевых групп в различные аспекты и направления волонтерской деятельности с использованием актуальных и востребованных целевыми группами форм работы, предполагающих активное включение в деятельность.
Количественно-качественные показатели применения практики
За период реализации практики было проведено 3 инклюзивные лагерные смены, каждая по 21 день.
Всего приняли участие 284 человека из них:
- 20 % нормотипичные дети и подростки в трудной жизненной ситуации;
- 40 % дети с ОВЗ;
- 40% дети-инвалиды следующих нозологий:
нарушения опорно-двигательного двигательного аппарата –40%
расстройства аутистического спектра – 10%
нарушения зрения-1%
нарушения слуха- 3%
ментальные нарушения- 46%.
32 Сопровождающие взрослые.
Привлечено 80 специалистов и 13 волонтеров
Консультационную, методическую помощь получили –284 семей
Проведено 90 групповых и 65 индивидуальных мероприятий
Социальная значимость практики (влияние практики на улучшение качества жизни детей и семей с детьми)
Оценка влияния внедрения практики проводилась через получение обратной связи ( личные и групповые беседы, опросы); наблюдения; анализ общего эмоционального благополучию и его динамик. На основе которых может констатировать следующие качественные изменения:
Для целевой группы – дети и подростки с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью:
- улучшение навыков самоорганизации, самостоятельности и самообслуживания: дети демонстрировали позитивные результаты в самостоятельном принятии решений, планирование своей деятельность, чаще проявляли инициативу и ответственность, что сформировало более устойчивую социальную позицию, повысило уверенность в собственных силах, самооценку, мотивацию к активной деятельности;
- оптимизация некоторых показателей психоэмоционального состояния : снизился уровень тревожности, улучшилась память, концентрация внимание, воображение, настроение, общее самочувствие, дети стали более общительными, коммуникабельными, инициативными.
Для нормотипичных детей в трудной жизненной ситуации:
-сформировано толерантное отношение к детям с различными нозологиями, усвоены новые знания и навыки по этичному уверенному взаимодействию и общению.
Общие результаты влияния внедрения практики на все целевые группы:
- усвоены знания о волонтерском движении, сформирована мотивация для активного участия в ней, приобретены некоторые новые социально значимые навыки, раскрыт творческий потенциал;
- состоялось формирование позитивных интересов у целевых групп в сфере досуга, совместного творчества, в том числе семейного, появились новые увлечения.
-улучшились коммуникативные навыки : ораторские способности, у многие пропал страх перед выступлениями на публике, умение договариваться, попросить о помощи или предложить ее, этикет.
- сформировано позитивное отношение к своему физическому и психическому здоровью, физическому совершенствованию.