Межрегиональная общественная организация по оказанию помощи детям с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам и их семьям «Особое детство»
Как принять особого ребенка
Регион: Ненецкий автономный округ
География реализации: Ненецкий автономный округ
Номинация: "Крыло ангела"
Дата старта: 2022-01-10
Статус: постоянная, действующая
Описание
Рождение малыша с отклонениями в развитии, независимо от характера и сроков его заболевания или травмы, изменяет, а нередко и нарушает весь ход жизни семьи. Обнаружение у ребенка дефекта развития и подтверждение инвалидности почти всегда вызывает у родителей тяжелое стрессовое состояние, семья оказывается в психологически сложной ситуации. Родители впадают в отчаяние, кто-то плачет, кто-то несет боль в себе, они могут стать агрессивными и озлобленными, полностью отдалиться от друзей, знакомых, часто от родственников и даже от друг друга.
Это болезненное время для семьи, которое необходимо пережить, время
печали, которая должна быть излита. Только пережив горе, человек способен рассмотреть ситуацию спокойно, более конструктивно подойти к решению своей проблемы.
Существует четыре фазы психологического состояния родителей
в процессе становления их позиции к ребенку-инвалиду:
 Первая фаза – «шок», характеризуется состоянием растерянности,
беспомощности, страха, возникновением чувства собственной
неполноценности.
 Вторая фаза – «неадекватное отношение к дефекту», характеризующаяся негативизмом и отрицанием поставленного диагноза, что являетсясвоеобразной защитной реакцией.
 Третья фаза – «частичное осознание дефекта ребенка», сопровождаемое чувством "хронической печали". Это депрессивное состояние, являющееся "результатом постоянной зависимости родителей от потребностей ребенка, следствием отсутствия у него положительных изменений".
 Четвёртая фаза - начало социально-психологической адаптации всех
членов семьи, вызванной принятием дефекта, установлением
адекватных отношений со специалистами и достаточно разумным
следованием их рекомендациям.
К сожалению, не все мамы и папы проблемных детей приходят к
правильному решению, обретая жизненную перспективу и смысл жизни. Многие это самостоятельно сделать не могут. В результате нарушается способность приспособления к социальным условиям жизни.
На семью с ребенком-инвалидом накладываются медицинские,
экономические и социально-психологические проблемы, которые приводят к ухудшению качества ее жизни, возникновению семейных и личных проблем.
Но когда родственники и знакомые узнают о травме или болезни ребенка, они тоже испытывают свой кризис. Каждому приходиться задуматься о своем отношении к ребенку, к его родителям. Кто-то начинает избегать встреч, потому что боится и собственных чувств, и чувств родителей.
Не зная, как помочь и боясь быть бестактными, родственники и знакомые порой предпочитают отмалчиваться, как бы не замечать проблемы, что еще больше затрудняет положение родителей проблемного ребенка. Нередки случаи, когда бабушки и дедушки из-за стыда отказываются признавать внука или внучку
с инвалидностью. В первую очередь это относится к глубоко умственно отсталым детям, которые внешним видом, неадекватным поведением привлекают к себе нездоровое любопытство и неизменные расспросы со стороны знакомых и незнакомых людей. Все это ложится тяжким бременем на родителей. Трудно свыкнуться с мыслью, что именно твой ребенок "не такой, как все". Страх за будущее своего ребенка, растерянность, незнание особенностей воспитания, приводят к тому, что родители отгораживаются от близких, друзей и знакомых, предпочитая переносить свое горе в одиночку.
Семьям, воспитывающим ребёнка - инвалида, необходимо понять себя,
свои переживания, не загонять эти переживания в «угол». Обратиться за
помощью к специалисту – не малодушие, а знак того, что человек хочет изменить свое состояние, хочет успешно действовать в сложившейся ситуации.
Наша практика учит , чтобы помочь себе справиться с этим тяжелым
эмоциональным состоянием, нужно следовать некоторым советам:
 примите ситуацию как данность, не думайте о том, как и почему это
случилось, размышляйте о том, как с этим дальше жить. Помните, что
все ваши страхи и «черные мысли» ребенок чувствует на интуитивном
уровне. Ради успешного будущего Вашего ребенка постарайтесь найти
в себе силы с оптимизмом смотреть в будущее;
 никогда не жалейте ребёнка из-за того, что он не такой, как все;
 дарите ребёнку свою любовь и внимание, но помните, что есть и другие
члены семьи, которые в них тоже нуждаются;
 стремитесь к тому, чтобы у всех членов семьи была возможность
саморазвития и полноценной жизни;
 не ограждайте ребёнка от обязанностей и проблем. Если состояние
ребенка позволяет, придумайте ему простенькие домашние обязанности,
постарайтесь научить ребенка заботиться о других. Решайте все дела
вместе с ним;
 предоставьте ребёнку самостоятельность в действиях и принятии
решений. Стимулируйте его приспособительную активность; помогайте
в поиске своих скрытых возможностей. Развивайте умения и навыки по
самообслуживанию;
 учитесь отказывать ребёнку в чём-либо, если считаете его требования
чрезмерными. Однако проанализируйте количество запретов, с
которыми сталкивается ваш ребенок. Продумайте, все ли они
обоснованы, нет ли возможности сократить ограничения, лишний раз
проконсультируйтесь с врачом или психологом;
 старайтесь чувствовать себя спокойно и уверенно с ребенком-инвалидом
на людях. Доброжелательно реагируйте на проявления интереса со
стороны посторонних, не отталкивайте их от себя жалобами,
раздражением, проявлением озлобления;
 стремитесь к встречам и общению с друзьями, приглашайте их в гости.
Пусть в вашей жизни найдется место и высоким чувствам, и маленьким
радостям;
 по возможности больше читайте, и не только специальную литературу,
но и художественную;
 ведите дневник наблюдений за ребенком, отмечая малейшие перемены в его состоянии. Дневник с одной стороны, помогает, успокаивая Вас, с
другой – способствует правильной организации всей лечебнокоррекционной работы;
 помните, что будущее вашего ребенка во многом зависит от того,
насколько он социализирован, адаптирован в обществе. Делайте все
возможное, чтобы он привык находиться среди людей и при этом не
концентрироваться на себе, умел и любил общаться, мог попросить о
помощи.
В результате следования этим простым советам произойдёт трансформация негативных родительских ожиданий и представлений о ребенке в позитивные.
Постепенно устранятся чувства вины, депрессивного фона настроения, страхи и комплексы.
Помните, что для полноценного и гармонического развития личности
ребенку необходимо расти в теплом семейном окружении, в атмосфере счастья, любви и понимания. Особенно это важно для ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Такой ребенок нуждается в усиленной поддержке и помощи близких ему людей. Создание и подержание в семье здорового психологического климата служит гарантией правильного развития ребенка и позволяет полнее раскрыть его потенциальные возможности.
Проблемы, которые решает практика
Воспитание ребёнка, имеющего диагноз «ребёнок-инвалид» (особенный ребенок) имеет свои сложности и особенности. Часто инвалидность ребенка становится причиной глубокой и продолжительной депрессии не только ребенка, но и всей семьи. Проект "Посмотри на меня" нацелен на помощь особенным семьям, в которых есть особенный ребенок, прежде всего психологическую помощь по принятию такого ребенка в семье, затрагивает такие аспекты, как межличностные отношения родителей, внутрисемейные отношения, адаптацию особенного ребенка к социуму.
Проблема, которую решает проект - это создание атмосферы принятия, понимания и в некотором роде одухотворения семей на воспитание особенного ребенка, особенно в большой семье.